Мифы о коррупции, или Кто плодит взяточников в милиции?
Виктор УСОВ, начальник управления собственной безопасности УВД Приморского края, полковник милиции:
Виктор УСОВ, начальник управления собственной безопасности УВД Приморского края, полковник милиции:
- Конечно, коррупция - не миф. Но я хочу для начала задать риторический вопрос: кто приносит больше общественного вреда - тот, который взял у гражданина сто рублей или даже сто долларов и тем самым опорочил честь сотрудника милиции, или высокопоставленный чиновник, ворочающий миллионами, которые не доходят в виде социальных благ до кармана того же сотрудника милиции?
Коррупция всех развращает, и не только милиционеров. А мы все время на виду, к нам каждый день люди бегут со своими бедами, нас пытаются благодарить. Но обратите внимание, только в нынешнем году в УВД Приморского края возбуждено пять уголовных дел за попытку дачи взятки сотруднику милиции, в том числе и сотрудникам ГАИ. Это несомненный результат и нашей работы, и общей тенденции к оздоровлению органов внутренних дел.
Второй риторический вопрос: кто порождает взяточников на дорогах? Как часто складывается ситуация? Сотрудник останавливает машину, говорит, мол, вы нарушили то и то, я сейчас вам выпишу квитанцию, вы поедете и оплатите. Что милиционеру чаще всего отвечают? «Да ну, что ты, командир, какой штраф? На возьми 500 рублей и сам оплати, сколько там нужно». Сегодня сотрудник ГАИ взял у нарушителя деньги и завтра честно пошел оплатил за него штраф согласно выписанной квитанции, а потом думает: а зачем я это буду делать? И все, мы имеем законченного взяточника...
Мы же тоже такие вещи анализируем. Я не буду говорить, что сотрудники милиции получают за свою работу слишком мало либо живут очень плохо по сравнению с другими слоями населения. Я, например, своей зарплатой вполне доволен, хотя можно было бы и больше получать. Но мы же берем на работу молодежь. И ту молодежь, которая хочет все сразу и сейчас. А кто у нас эту молодежь воспитывает? Американские фильмы? Преступник взял банк и живет припеваючи? Кто заставляет наших российских кинематографистов снимать фильмы про «хороших» бандитов и про милиционеров, которые сплошь алкоголики? Бывают и среди нас люди пьющие, я согласен, но не до такой же степени, не до такого же облика, как навязывают сегодня общественному мнению. И поэтому тоже лучшие кадры к нам не идут. Умные, высокообразованные - они везде нужны, и им за это хорошо платят. А мы - милиция - должны закрыть все дыры в этой стране, мы ко всему причастны. От стихийных бедствий до выборных кампаний. Люди часто работают по 17 часов в день, причем абсолютно безвозме
здно.
Я могу вам рассказать трагикомическую историю. На днях к нам поступило заявление о том, что в одно уважаемое учреждение пришел человек, представился работником одной из структур внутренних дел в городе Владивостоке, предупредил, что он вооружен, имеет наручники, и заявил, что намеревается убить одного из работников этого учреждения. Люди вполне обоснованно и правильно написали заявление, а мы поставили всех на ноги, чтобы найти этого сотрудника. Искали по приметам по всему краю, собрали ворох материалов, начали людей дергать, опрашивать. А на следующий день поступило заявление от того человека, которому угрожал убийством этот «сотрудник милиции». И там просто написано, что это был один из охранников одной частной фирмы.
И таких случаев очень много. Например, в Приморье много говорят о разбоях на дорогах, совершаемых якобы сотрудниками милиции. Но сколько мы ни проверяли подобные случаи, сколько ни искали и ни находили виновных, выяснялось, что эти преступники просто переодевались в форму. Поэтому нельзя милицию хаять огульно, но, если есть какое-то подозрение, то сигнализировать нам об этом надо обязательно по телефону 214-850.
И мы не одни боремся за чистоту своих рядов. У нас во Владивостоке существует совет из руководителей служб собственной безопасности силовых структур, дислоцирующихся в городе Владивостоке и Приморском крае. Возглавляет совет по очереди каждый из входящих в него руководителей, в настоящее время это начальник службы собственной безопасности ФСБ Виноградов Евгений Александрович. У нас разработан совместный план деятельности, не проходит ни дня, чтобы мы не консультировались. Все руководители служб собственной безопасности по-настоящему помогают друг другу в работе. А с Федеральной службой безопасности мы работаем очень тесно, потому что они тоже занимаются борьбой с коррупцией, причем на высоком уровне.
Конечно, о борьбе с коррупцией сегодня говорят очень много. Я слышал, что даже наши российские олигархи собираются создать специальный фонд, потому что их замучили поборы, из которого российским гражданам планируют платить вознаграждения за информацию о чиновниках-взяточниках. Но ведь эта информация как раз и имеется у олигархов. И о том, кто у них вымогает взятку, они прекрасно знают. Так что им самим мешает обратиться в органы внутренних дел? Они же сами на такие переговоры не ходят, посылают своих клерков, а потом клерк приходит и докладывает, мол, Иван Иванович, там нужно дать 250 тысяч долларов и так решить вопрос. Я предлагаю миллионы на вознаграждения не тратить! Вы пишете заявление в органы внутренних дел, в прокуратуру, в ФСБ, если есть желание. И вот уже этого чиновника задержали, и уже идут следственные мероприятия…
А ведь это та же ситуация, как если бы к вам пристали с ножом или топором в подъезде, вымогательство взятки - тот же разбой и рэкет, только в более, так сказать, красивой форме.
Я убежден, что даже человека, который, допустим, лет пять платил дань, давал взятки чиновникам, а потом пришел в органы и сказал, мол, достало все это, и рассказал о том, как и кому он давал взятки, освободят от ответственности, потому что он все-таки пришел в органы. Я за свою практику не помню такого случая, чтобы человека после такого добровольного признания привлекли к какой-нибудь ответственности.
Автор: Фото Василия ФЕДОРЧЕНКО, «Владивосток»