Сырок второй свежести
Хочется быть здоровым и счастливым, а для этого нужно дышать свежим воздухом, купаться в чистом море и, естественно, питаться доброкачественными продуктами. Казалось бы, последнее хотя бы в минимальной степени зависит и от нас, от наших требований к приобретаемому товару. Однако кое-что работники торговли от нас тщательно скрывают. Поэтому информация, полученная от компетентного лица, думаю, будет полезна читателям.
Хочется быть здоровым и счастливым, а для этого нужно дышать свежим воздухом, купаться в чистом море и, естественно, питаться доброкачественными продуктами. Казалось бы, последнее хотя бы в минимальной степени зависит и от нас, от наших требований к приобретаемому товару. Однако кое-что работники торговли от нас тщательно скрывают. Поэтому информация, полученная от компетентного лица, думаю, будет полезна читателям.
Этот человек по понятным причинам просил не называть его имени, но доверять ему можно – работая несколько лет в сфере торговли, он хорошо знает то, о чем люди по другую сторону прилавка могут только догадываться.
«На рынках Владивостока в основном торгуют крошечные ЧП, - начал он свой рассказ. - Некоторые без холодильников даже для молокопродуктов, что противоречит санитарным правилам. Горе-предприниматели не считаются с тем, что зимой товар перемерзает, а летом подтаивает. После таких «испытаний» срок годности на упаковке можно считать украшением.
Некоторые ЧП, все-таки закупающие торговое оборудование, тратятся по минимуму, поэтому вся партия товара в рефрижератор не помещается. Если за спиной продавца есть холодильник, это еще не значит, что сметану он достанет именно из него. А если все же из него, то где она ночевала?
Многие покупатели стали обращать внимание на срок годности продукта. На самом деле им это мало помогает, ведь предпринимателям невыгодно выкидывать товар на свалку, если технически несложно подтереть на сертификате качества, скажем, цифру 1. И вот уже срок годности не 16 марта, а 26. Что делать, если 16 еще и на упаковке впрессовано? Главное – профессионально подойти к вопросу. Уже появились специалисты, для которых исправление сроков годности - это профессия. Продавцу, кстати, совсем не обязательно знать, что он торгует просроченными продуктами. Нередко товар увозится, а потом возвращается «обновленным». В Приморье появились предприниматели, вставшие на путь уже не спонтанной, а систематической экономии на здоровье клиентов. Работающие у них продавцы просят администрацию рынка (естественно, не безвозмездно) предупреждать о приходе СЭС, других органов контроля. Таким образом, инспектора берут товар на анализ, не подозревая, что этот эксклюзив подготовлен специально для них. Видел я недавно в газете объявление: «Требуется сертификатчик». Предполагаю, что он должен будет изготовлять удостоверяющие качество документы без участия сан- эпиднадзора. Крупным компаниям выгодно взять на работу спеца, который начнет ваять эти сертификаты оптом.
Что посоветовать покупателям? Быть начеку! Торговцы, как правило, стремятся подсунуть залежалый товар тем, кто спешит, витает в облаках. Если упаковка умалчивает о сроках годности продукта, лучше оставить его на съедение продавцам. Желательно не приобретать товар, срок годности которого вот-вот истечет: для продуктов длительного хранения это десять дней. Ведь если официальное время жизни продлили, скорее всего это сделали «впритык».
Я в основном имею дело с городским центром санэпиднадзора. Там рублей за тридцать (цена одной встречи) помогут грамотно оформить документы. 180 рублей дважды в год нужно потратить на санминимум, сама санитарная книжка обойдется примерно в 500 рублей. Траты, конечно, несмертельные, но особого желания всем этим заниматься у продавцов, как правило, нет, большинство ищет обходные пути.
Теперь о потребителе. Как правило, это робкий, не знающий своих прав человек. В курсе ли он, что чаще, чем раз в год, санэпиднадзор имеет право проверить торговую точку только по его заявлению? Получается, что в течение года можно продуктами хоть со свалки торговать – никто ведь не жалуется.
Предприниматель, заинтересованный только в собственной выгоде, продавец, нахамивший как в советские времена, покупатель, боящийся высказать свои претензии, – три стороны одной медали. Купив несъедобный сырок в шоколаде, редко кто потребует возвращения денег, в основном наш народ, молча негодуя, выбросит его в урну. И лишь единицы обратятся в санэпиднадзор или в Госторгинспекцию. Оттуда приедут и проведут внеплановую проверку. Таким «смелым» могу посоветовать – собираясь позвонить в официальные органы, не говорите об этом продавцам. Пусть себе торгуют…».
Автор: Надежда СОЛНЫШКО, специально для «В»