Праздник радости

Влюбленные о Господе пастыри, иноки и инокини, дорогие братья и сестры, милостию Божией нам дана еще одна Пасха, а с нею - радость и торжество. Воздадим же Воскресшему хвалу, благодарение и поклонение. Возлюбленные мои! Поздравляю всех вас с великим торжеством любви Божией - Воскресением Христовым! Желаю вам от Воскресшего Христа Жизнодавца мира, здравия, спасения во святой Православной вере. Пусть Светлое Христово Воскресение побуждает нас к доброделанию, любви друг ко другу, труду во славу Божию и на благо нашей дорогой Отчизны!(Из пасхального послания архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина)

9 апр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1538 от 9 апр. 2004

Влюбленные о Господе пастыри, иноки и инокини, дорогие братья и сестры, милостию Божией нам дана еще одна Пасха, а с нею - радость и торжество. Воздадим же Воскресшему хвалу, благодарение и поклонение. Возлюбленные мои! Поздравляю всех вас с великим торжеством любви Божией - Воскресением Христовым! Желаю вам от Воскресшего Христа Жизнодавца мира, здравия, спасения во святой Православной вере. Пусть Светлое Христово Воскресение побуждает нас к доброделанию, любви друг ко другу, труду во славу Божию и на благо нашей дорогой Отчизны!

(Из пасхального послания архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина)

ВЛАДЫКА МЕЧТАЛ СТАТЬ КАПИТАНОМ, КОГДА БЫЛ БОРИСОМ ПУШКАРЕМ

Наше интервью с архиепископом Владивостокским и Приморским Вениамином состоялось в здании духовной консистории, отмеченном печатью особой красоты.

В просторном кабинете, из окна которого виден Амурский залив, бросается в глаза большой портрет последнего российского императора Николая II с цесаревичем Алексеем. По общепринятым православным канонам обращаться к архиепископу Вениамину следует Ваше высокопреосвященство или владыка. Этого требует его высокий сан. Он же возлагает на него не менее высокий долг - вдохнуть в души людей свет добра и любви, научить их терпимости и состраданию к ближнему. Этим вопросам, а также жизни и судьбе владыки Вениамина посвящена наша беседа в канун светлых пасхальных дней.

ФАМИЛИЮ НОСИЛ ВОЕННУЮ

- Все мы родом из детства. Где проходило ваше детство, владыка?

- По божьему промыслу я пришел в этот мир в ноябре 1938 года на приморской земле, в селе Хороль.

Мои предки по одной линии - выходцы с Украины, по другой - из России. Фамилию носили военную - Пушкарь. Прапрадед отцу рассказывал, что Пушкари пошли от Петра I. Они участвовали в Полтавском сражении и отличились завидной храбростью.

- А как же духовная стезя?

- Это непростая история. Моя бабушка Мария, будучи еще совсем юной девушкой, ушла послушницей в Рождество-Богородицкий монастырь (ее отец отправился на Афон и поручил девушку заботам тети). Вскоре та забрала Марию из монастыря и отдала замуж за Пушкаря. Тут грянула первая мировая. Мужа Марии призвали на фронт, а она вскоре умерла, оставив малолетнего ребенка - моего будущего отца Николая.

В нашей семье было трое мальчиков: Александр, Василий и младший Борис - это я (сестренка умерла совсем маленькой).

В 1942 году отца забрали на фронт. Жили мы трудно, как все в то время. Мама, случалось, по двое суток пропадала в больнице, она работала санитаркой. Старший 12-летний брат Александр был за хозяина. Он варил суп на примусе и за нами приглядывал.

Отец войну прошел фронтовым шофером, вернулся с тяжелым ранением. В подарок он привез мне трофейную немецкую губную гармошку, с которой я долго не расставался.

Вскоре мы переехали на новое место жительства - отцу предложили работу в одной из воинских частей под Владивостоком. Сначала я учился на Угольной, потом в Садгороде, в школе № 3.

Мама у меня была набожным человеком. Бабушка тоже. В доме, в красном углу, даже в самые «лютые» атеистические годы висела икона Варвары-великомученицы. Библия тоже имелась - старенькая, без корочек, мама ее в платочек заворачивала.

 Я тогда еще ребенком был, вступить в спор с атеистами не мог, но почему-то в душе всегда знал - вырасту и докажу, что Бог есть. Вот, вероятно, почему, когда учился в Московской духовной академии, мне больше нравилась кафедра апологетики, или основного богословия. На третьем курсе я выбрал тему о доказательствах бытия Божия.

- Я правильно поняла, вы росли примерным мальчиком?

- Вовсе даже нет. Хотя страх божий в сердце с детства жил. Тем не менее до шести лет, когда отец был на фронте, а мама пропадала на работе, я вместе с братьями «приносил» в дом с улицы бранные слова, даже курить пробовал, делая самокрутку из листьев дуба. Но страх перед Богом всегда останавливал меня от совершения безнравственных поступков. Мама, может быть, и не увидит, думал я, но Бог-то всеведущ, он накажет. Это были мои ранние детские переживания.

Когда чуть подрос, мечтал стать капитаном, но вопросы веры волновали все больше. С мамой ходил в храм на Первой Речке. Нас там с братьями и покрестили, а сейчас я недалеко от того места живу, на ул. Хабаровской, в 12-этажном доме.

Но больше всего меня в детстве потрясла история о мученической смерти Господа нашего Иисуса Христа, которую однажды рассказала мама. Мне было так жалко, что Его, такого доброго, невинного, люди распяли. Несколько дней я не мог думать ни о чем другом.

И вдруг узнаю от мамы, что Господь наш Иисус Христос воскрес. Моя душа возликовала. Меня охватила такая детская радость, которая и поныне живет во мне.

ЧЕЛОВЕК КОМУ-НИБУДЬ ДА ДОЛЖЕН ПОКЛОНИТЬСЯ

- Как человек приходит в веру?

- По-разному. Сколько людей - столько и дорог. Один начинает уповать на волю Бога, когда теряет веру в себя, другой - желая сохранить семью или спасти взрослого сына от наркомании.

Религия - она свойственна человеческому духу. Как писал Достоевский: «Человек - это такое существо, которое кому-нибудь да должно поклониться». И это действительно так: не императору Августу - так Христу. Не Христу - так Ленину. Не Ленину - так золотому тельцу.

Известно, когда археологи обнаружили усыпальницу фараона в пирамиде Хеопса, там среди прочих предметов нашли мешочек с пшеницей. Посеяли - и, представьте, она взошла. А ведь этим зернам было около 5000 лет.

Вот так и в душе человека религиозное чувство может лежать нетронутым сколько угодно долго и «прорасти», когда час пробьет.

БЕСПАРТИЙНЫЙ СТАРОСТА

- Ваши убеждения как-то осложняли жизнь в школе?

- Я бы так не сказал. У меня было много друзей. Даже как-то выбрали старостой класса.

Конечно, комсомола я избегал, ведь устав требовал бороться с «религиозными предрассудками».

- А братья, из них кто-нибудь выбрал путь веры?

- У каждого оказалась своя дорога. Старший Александр всю жизнь работал на «Дальзаводе», был бригадиром. Средний Василий получил специальность радиста, сейчас на пенсии. Оба они стали верующими людьми.

- Ваше высокопреосвященство, скажите, пожалуйста, когда уходят на пенсию люди вашего духовного звания?

- Архиепископы - в 75 лет, священники - в 70.

- А кто выплачивает церковнослужителям зарплату?

- Как сказал Господь наш Иисус Христос: «Труждающийся достоин пропитания». Священники тоже должны кормить свою семью (те, кто ее имеют), а также иметь необходимые средства для жизни. Зарплату им, как и пономарям, лампадницам, платит приход. А приход живет на пожертвования от верующих.

- И все-таки как вы решились поступать в духовную семинарию во времена повального атеизма?

- Я давно об этом мечтал, а тут еще случай помог. Меня освободили от армии по состоянию здоровья и выдали белый билет. Прямо из военкомата отправился к батюшке с просьбой направить учиться в семинарию. До этого немного пономарил в храме, прислуживал. Получив рекомендацию от настоятеля владивостокского Свято-Никольского храма, отправился к владыке Вениамину Иркутскому. Забегая вперед скажу, патриарх Алексий II хорошо знал его и «отписал» постричь меня с именем Вениамин.

- Он стал вашим духовным наставником?

- И я этому несказанно рад. Именно владыка Вениамин Иркутский открыл мне путь в Московскую духовную семинарию.

Восемь лет учебы сначала в семинарии, потом в академии - самые замечательные в моей жизни.

Условия здесь были созданы превосходные. Прежде всего уникальная библиотека, которой могли позавидовать студенты МГУ. Я это по достоинству оценил, когда, работая над кандидатской, обратился за редкой богословской книгой в Ленинку. Для этого потребовалось специальное разрешение от КГБ. Надо сказать, студенты философских факультетов светских вузов вообще не имели доступа к подобной литературе. Так что мы по сравнению с ними находились в более выигрышном положении.

После окончания академии мне присвоили звание кандидата богословия и оставили стипендиатом при кафедре. Я стал преподавать библейскую историю, логику, первое время еще основное богословие, но предмет этот был под особым надзором власти, и вскоре у меня его забрали. Вообще преподавательской работе была отдана почти четверть века.

ПУТЬ НА ВОСТОК

- Как вы вернулись в родные края?

- Довольно неожиданно. Это случилось в 1992 году. Помню, я был в отпуске, ко мне в гости приехал брат Василий, мы с ним как раз на рыбалку собирались.

- Вы любите рыбалку?

- Скорее тишину и уединение… Так вот, вдруг приходит студент и сообщает, что меня хочет видеть ректор. Оказалось, вызывают в Москву, к святейшему. Патриарх Алексий II, побеседовав, предложил отправиться в Приморье, на родину. Для меня это сообщение, признаюсь, было как гром среди ясного неба: свое будущее я связывал только с преподаванием. Тем не менее Святейший Синод принял решение назначить меня епископом Владивостокским и Приморским. И я увидел в этом промысел Божий.

- В то время вы уже были монахом?

- Хотя я всегда испытывал склонность к монашеству, я принял сан священства целибатом. Потом стал протоиерем. К тому времени мне уже шел 50-й год, и я не был женат. Так что все решилось само собой. Два года назад стал архиепископом.

- Местоположение Приморья - земли русской с православными традициями на границе с другим миром, другим менталитетом - диктует свои особенности в миссионерской деятельности?

- Как говорил известный проповедник Иоанн Восторгов: «Мы пришли к воротам на Востоке, и задача наша идти к этим народам не с оружием и угрозой, а с крестом и евангельской проповедью». Но, думаю, нужно при этом еще обустроить наши, русские души. Донести до них слово Божие. После 70 лет принудительного атеизма люди, можно сказать, стали нравственными калеками. А на востоке страны положение оказалось еще плачевнее. Когда я приехал в Приморье, здесь было чуть больше 10 православных приходов, сейчас их свыше 70. Народ хотя и медленно, но обращается к Богу, возвращается в православную церковь.

НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ НАДО БЫТЬ РУССКИМ...

- Что вам нравится в сегодняшней молодежи и что не нравится?

- Поверьте, мне искренне жалко молодых людей. Я часто молюсь о них. И прошу прихожан поддержать меня, чтобы Господь открыл сердца молодежи для веры. Увел от наркомании, распущенности, лени.

Проблемы отцов и детей существовали во все времена. Но нравственное воспитание идет из семьи. А основа нравственности есть религия.

Сожалею, что молодежь лишилась чувства патриотизма. Зачем здесь, на русской земле, нам делаться американцами? Я, когда беседую с сектантами, говорю им: «Вы не патриоты, вы приехали из Германии, Америки, других стран и здесь, в России, проповедуете свою веру». Они мне в ответ: «Наша родина на небе». Да, это так. Но помимо небесной родины Бог дает нам родину земную, причем единственную. Ее не выбирают и не меняют. Отсюда, со своей земной родины, где у тебя корни, вера прадедов и отцов, культура, впитанная с молоком матери, человек начинает свой путь в вечность…

- Недавно вышла прекрасно изданная книга «Священная библейская история. Ветхий и новый завет». Содержание священного писания дается в вашем изложении. На кого она рассчитана?

- Она для всех, кто интересуется вопросами религии, а также для студентов вузов.

ВСЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ НА КРУГИ СВОЯ

 - Ваше высокопреосвященство, вы могли бы очень коротко ответить на вопрос: в чем состоит главная идея всей библейской истории?

- Это идея спасения рода человеческого. Если сказать словами Федора Михайловича Достоевского: «Тут дьявол с Богом борются. А поле битвы - сердца людей».

- С какими словами, владыка, вы хотите обратиться к приморцам в пасхальные дни?

- Пасха - это радость радостей. Это победа добра над злом, света над тьмою. Господь наш Иисус Христос на кресте, присвоив себе наши грехи, перестрадал нашими страданиями. И воскрес, победив законы смерти.

Хочу пожелать приморцам - пусть ваши сердца будут пасхальными, преисполненными радости и любви. Как было преисполнено этой радости сердце старца Серафима Саровского, который встречал в лесах каждого, и богатого и бедного, со словами: «Радость моя! Христос воскресе!.. Нет больше причины для печали».

Автор: Беседовала Тамара КАЛИБЕРОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»