Новые налоги. Кто будет платить?

В минувшую пятницу Минфин внес в правительство пакет налоговых законопроектов. К 2005 году мы будем иметь новые единый соцналог (ЕСН) и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

6 апр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1535 от 6 апр. 2004

В минувшую пятницу Минфин внес в правительство пакет налоговых законопроектов. К 2005 году мы будем иметь новые единый соцналог (ЕСН) и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Налоговая реформа продолжается, и 2 апреля был последним днем, когда можно было сдать налоговый пакет в правительство с тем, чтобы он был рассмотрен на заседании 8 апреля. Можно сказать, что успели в последний момент. Скорее всего авральный характер внесения пакета законопроектов, реализация которых заявляется как завершающий этап налоговой реформы, сохранится на всех этапах его прохождения по властным ступеням.

Пакет поправок, согласно которым с 2005 года вырастет ставка подоходного налога с привычных 13 до 17 процентов и соответственно снизятся ставка единого социального налога (ЕСН) и налог на добавленную стоимость (НДС) с 35,6 до 26 процентов, обсуждался с февраля. В 1999 году россияне получили щедрый подарок: вместо дифференцированной ставки подоходного налога, которая увеличивалась по мере роста дохода, была введена единая ставка

– 13 процентов. На протяжении 4 лет россиянам внушали, что при таком низком налоге платить зарплаты в конвертах просто неприлично. Но зарплаты так и остались «черными» в подавляющем большинстве. Правда, «винили» в этом не подоходный налог, а высокую ставку, которую платят работодатели. О том, что снижать надо, уже не спорят. Предприниматели в один голос заявляют, что сегодняшний – высокий – процент большинству предприятий просто не по плечу. Бизнес не может себе позволить столь высоких издержек, компании станут просто неконкурентоспособными по сравнению с теми, что платят зарплату в конвертах, реально показывая лишь малую часть. Понятно, что благодаря снижению ЕСН бюджет не- досчитается массы денег, а уверенности в том, что предприятия согласятся вывести реальную зарплату на поверхность, нет.

То, что поправки были внесены столь поздно, означает лишь одно

– слишком много противоречий было связано с их обсуждением. Источник средств на компенсацию доходов, выпадающих из бюджета от снижения налогового бремени, которое заявлялось в качестве главной цели всей реформы, отыскать трудно. После долгих споров все же он был найден: с 2005 года новые ЕСН и налог на добычу полезных ископаемых станут главными компенсаторами выпадающих доходов.

Кроме того, в предложенный пакет входят законопроекты о внесении изменений в налог на прибыль и индексацию акцизов на 2005 год, поправки к Налоговому кодексу, корректирующие формулу НДПИ в отношении нефти, и поправки в закон

«О таможенном тарифе», изменяющие шкалу экспортных пошлин на нефть. В Минфине и Минэкономразвития эти нововведения рассматривают как бескровный вариант взимания природной ренты. Изменения позволят увеличить налоговую нагрузку на нефтяные компании, но они будут четко завязаны на динамике цен на нефть: налоговая нагрузка будет тем больше, чем выше будет подниматься цена.

Максимальную ставку ЕСН с 2005 года предлагается снизить с 35,6 до 26 процентов. Сегодня при зарплате на одного работника до 100 тыс. рублей в год налогоплательщик-работодатель платит ЕСН в размере 35,6 процента, от 100 до 300 тыс. рублей

– 20 процентов, от 300 до 600 тыс. рублей – 10 процентов и свыше 600 тыс. рублей – 2 процента. Минфин предлагает установить ЕСН в размере 26 процентов для доходов до 300 тыс. рублей в год, 10% – для доходов от 300 до 600 тыс. рублей и 2 процентов – для доходов свыше 600 тыс. рублей.

По подсчетам Минфина, в результате снижения ЕСН у предприятий будет оставаться дополнительно 280 млрд. рублей в год. Это значит, что этих же 280 млрд. лишатся фонды социального страхования. Отчасти ущерб возместит государство из федерального бюджета, отчасти

– граждане из собственного кармана: в данный момент уже разрабатывается законопроект, согласно которому россияне в добровольно-принудительном порядке смогут отчислять 4 процента своей зарплаты (помимо подоходного налога в 13 процентов) себе на пенсию.

Этот момент

– один из самых волнующих. Сегодня за человека, получающего условную тысячу рублей зарплаты, работодатель платит в форме ЕСН 356 рублей в различные социальные фонды. В том числе в Пенсионный – 280 рублей. Из этих денег 140 рублей идет на выплату пенсий нынешним пенсионерам, остальные деньги поступают в накопительную часть пенсии: мужчинам до 1967 года рождения и женщинам до 1962 года рождения по 100 рублей.

Оставшиеся 40 рублей

– и есть страховая накопительная часть пенсии, которыми в зависимости от выбора управляет частная компания или Внешэкономбанк. Прибавка к пенсии будет зависеть от того, насколько умело гражданин распоряжается своими 40 рублями. Средний показатель: за 2002 год – 40 рублей превратились в 52, за 2003-й – в 67,6 рубля. Если работающий получает «белую» зарплату ( то есть полностью налогооблагаемую), за 20 лет 4 процента вырастут в неплохую сумму.

Принятые поправки означают, что взнос на страховые пенсионные счета будет платить не работодатель, а сам работающий лично. Ежемесячно из

«белой» зарплаты кроме 13 процентов будут высчитывать еще 4. И как назовут новый налог, в общем-то не принципиально…