Реклама – двигатель зависимости

Это не просто красиво, это суперкрасиво: в запотевший стакан с капельками воды льется Ниагарским водопадом пенящееся пиво. Даже взрослый разумный человек слюнку сглотнет, увидев завлекательную рекламу. А подросток? Молодой человек? Способствует ли теле- и прочая реклама пива тому, что среди молодых людей все больше и больше распространяется пивной алкоголизм?

2 апр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1534 от 2 апр. 2004

Это не просто красиво, это суперкрасиво: в запотевший стакан с капельками воды льется Ниагарским водопадом пенящееся пиво. Даже взрослый разумный человек слюнку сглотнет, увидев завлекательную рекламу. А подросток? Молодой человек? Способствует ли теле- и прочая реклама пива тому, что среди молодых людей все больше и больше распространяется пивной алкоголизм?

Вот как считает Людмила МИРГОРОДСКАЯ, психолог центра психологической помощи:

- Реклама пива однозначно ориентирована на подростков. Почему? Основной вид психической деятельности подростка – общение со сверстниками. Вся реклама пива строится на том, что если ты будешь  пить пиво, у тебя все будет хорошо в общении со сверстниками. Всегда показывается не один молодой человек, а веселая компания – где все друг друга любят, все друг другу приятны, рады… А подростку именно это и необходимо.

- А если в рекламе будут показывать не молодых красивых успешных людей, а среднего возраста, с пивным животиком? Это будет иметь эффект?

- Если бы там показывали одиноких… Вот человек сидит и пьет пиво ОДИН… Это могло бы иметь действие.

У нас нет рекламы здорового образа жизни, например, которая бы показывала занятия спортом – причем коллективными видами спорта, ведь именно это важно для подростка: как здорово с друзьями заниматься спортом, общаться, как тебя принимают и восторгаются тобой, потому что ты спортсмен... Вот такая реклама могла бы противостоять пивной.

- Если родители обеспокоены тем, что сын или дочь пьет пиво очень часто. Какие слова найти, что делать?

- Во-первых, если ребенок пьет пиво постоянно, значит, проблема в семье гораздо глубже, и просто влиянием рекламы это не объяснить. Если есть зависимость, словами ее не исправить. У нас вообще неправильный взгляд. Детей воспитывают не словами, а любовью, вниманием, совместными интересами.

Почему мы всегда хотим каких-то слов? Потому что, как нам кажется, слова действуют быстро. Нет, 90 процентов слов уйдут в песок. Родителям никогда не поздно начать менять атмосферу в семье, систему взаимоотношений. И в этом случае неважно, сколько ребенку лет – хоть 20. Постепенно налаживать доверие – вот что надо делать.

Начать оказывать ребенку внимание, научиться не унижать его, говорить ему о своих чувствах и эмоциях и уважать его чувства и эмоции, его личное пространство. Вот это те шаги, которые работают не только на то, чтобы ребенок не пил пиво или употреблял наркотики, но и на решение массы проблем, повышают у ребенка самодостаточность, улучшают его взаимодействие с другими взрослыми…

Ведь что такое бутылка и о чем говорит то, что ребенок повернут к этой бутылке? Она заменяет пустоту в душе, пустоту в его отношениях с родителями…

- Возле любого вуза можно увидеть, как сразу по окончании лекций студенты идут к пивному прилавку. Неужели у них у всех пустота в душе?

- Нет, конечно. В этом случае пиво - атрибут взрослости, успешности. Вот здесь и таится опасность. Сначала это просто фетиш, украшение. А потом уже – зависимость.

- И где он, этот рубеж, за которым начинается зависимость?

- Когда пить пиво необходимо каждый день, когда человек чувствует себя плохо без этого…

- А сами вы пиво пьете?

- Да. Иногда выпить стакан – почему бы и нет.

- К вам обращались с проблемой пивного алкоголизма?

- Да. Приходили молодые люди, которые начали осознавать, что это для них проблема, что без этого они не могут – литра пива ежедневно. В одном случае проблема пивного алкоголизма была как раз и завязана на внутрисемейных отношениях. А в другом – человек просто не мог общаться со  сверстниками, не выпив пива.

КСТАТИ

В качестве стабилизатора пены в производстве пива используют кобальт, который является тяжелым токсическим веществом. Накапливаясь в тканях, он вызывает патологические изменения и некрозы сердечной мышцы.

Бороться с влечением к пиву сложнее, чем с влечением к водке. Это влечение бывает очень назойливым и с трудом отпускает. Очень долго хочется больному еще разок ощутить это глубокое седативно-релаксирующее действие, этот покой, вдохнуть этот аромат, почувствовать этот вкус. В итоге пивной алкоголизм - это тяжелый, трудно поддающийся лечению вариант алкоголизма.

***


Специалисты наркологического центра «Феникс» проводят выездные тренинги для школьников или студентов. «На тренингах с его участниками происходят многие важные вещи, - говорит психолог Анна Писчаскина. – Например, переоценка каких-то жизненных ценностей». Например, известно, что на первом месте для подростков (и это нормальный признак возраста!) по значимости друзья, их мнение, а уж потом все другое. Идет кропотливая работа. И вот подросток начинает строить другую иерархию: семья, здоровье, карьера… А если под давлением друзей я пойду не туда? Эти другие ценности рухнут? И значит, надо уметь сказать «нет»? И быть себе на уме? И отстаивать свою позицию? И повышать собственную самооценку? И уметь жить без алкоголя?

Кстати, ребята с удовольствием участвуют в таких тренингах. Раскрывая свой богатый творческий потенциал.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»