ГОСТ, который всегда с тобой, или Можно ли арестовать плохую дорогу?

Никогда не думала, что такое заведомо скучное произведение, как ГОСТ Р 50597-93 под названием «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», можно читать как захватывающий фантастический роман.

2 апр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1534 от 2 апр. 2004

Никогда не думала, что такое заведомо скучное произведение, как ГОСТ Р 50597-93 под названием

«Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», можно читать как захватывающий фантастический роман.

Но когда во Владивостоке объявили о начале весенней кампании по уборке и ремонту улиц и дорог города, полюбопытствовала. Документ сей введен в действие почти 10 лет назад и обязателен для исполнения на всей территории России.

В главе

«Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов» содержится следующий неопровержимый постулат: «Проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству».

Уже интересно, правда? Особенно когда оторвешь глаза от этих строчек и увидишь, что прибордюрные пространства наших дорог настолько забиты грязью, что она уже наподобие серной кислоты разъела и сами бордюрные камни. А на что похожи наши городские тротуары? И, вообще, разве бывает на свете такое чудо, как ухоженная велосипедная дорожка или чистая, без

«посторонних предметов» автобусная остановка? Это что-то из области фантастики? И что особенно интересно: почему многочисленные правоохранительные органы, включая прокуратуры, никак не реагируют на такое наглое попрание государственных стандартов? Попробуй какой-нибудь делец запустить в продажу, скажем, трусы, качество ткани которых не соответствует утвержденным для этого изделия ГОСТам. Допустим из брезента. Все догадываются, что ему за это будет? А тут из года в год дороги якобы ремонтируются, якобы убираются, якобы содержатся. Рытвины, ямы, гололед, разбитые автомобили и покалеченные люди. И ничего. Все сидят на своих местах.

Между прочим, по ГОСТу все дороги в городах России делятся по интенсивности движения на три группы. Группа А

– это те магистрали, по которым за сутки проезжает более трех тысяч автомобилей, группа Б – от тысячи до трех тысяч, а к группе В относятся такие улицы, по которым пробегает меньше тысячи транспортных средств в сутки. Понятно, что к улицам с низкой интенсивностью движения сегодня во Владивостоке можно отнести разве что внутриквартальные проезды. Да и то далеко не все. Спасаясь от пробок, водители сегодня умудряются ездить и по встречной полосе, и по тротуарам. Однажды сама видела, как на перегоне от Луговой до Спортивной гаишники долго чесали головы, пытаясь сообразить, как сдернуть с трамвайных путей джип. Он, видите ли, хотел объехать пробку по шпалам, но забуксовал на прогнившем мостике и нос к носу столкнулся с трамваем.

А знаете ли вы, дорогие владивостокцы, что хорошей дорогой категории А считается такая, где на тысячу квадратных метров асфальтового покрытия имеется в сумме не более 30 квадратных сантиметров выбоин и трещин? Причем предельные размеры отдельных просадок, выбоин и тому подобных нарушений дорожного покрытия не должны превышать по длине 15, по ширине 60 и по глубине 5 сантиметров. Все, что сверх того, подлежит устранению за пять суток с момента обнаружения повреждения. Для дорог категорий Б и В нормативы чуть более либеральны, но повреждений дорожного покрытия общей площадью семь квадратов на тысячу квадратных же метров государственный стандарт не признает вовсе и требует ликвидировать максимум за десять суток.

Кстати, опытные юристы попросили передать вам, дорогие автомобилисты, что если вы ненароком влетели в выбоину, которая превышает один из указанных в ГОСТе нормативов, а поврежденная дорога не была закрыта для движения, как не отвечающая требованиям безопасности, то вы имеете полное право требовать компенсацию за увечье, нанесенное вашему автомобилю. Ответчиком по иску здесь может быть как управление по благоустройству и содержанию города Владивостока, так и те дорожные службы, которые обязаны поддерживать на этом участке полный порядок. Не забудьте только в своем иске в суд сослаться на вышеупомянутый ГОСТ.

Потому что

«в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения».

У муниципалитета Владивостока для наведения порядка есть все права и возможности. Хочешь - организуй муниципальные унитарные предприятия, хочешь

– привлекай коммерсантов. Объявляй конкурсы на размещение муниципальных заказов на выполнение работ по текущему и санитарному содержанию улично-дорожной сети и объектов благоустройства в городе.

Городская администрация имеет полное право заключить договоры с владельцами многочисленных киосков и магазинчиков, которые упорно размножаются именно возле остановок общественного транспорта и там, где обычно любят ходить горожане, и оговорить, чтобы они следили за чистотой прилегающей к ним территории города, посыпали гололедные места песочком. Но обязательно по договору, а не, так сказать, по принуждению.

Между прочим, сотрудников различных надзорных инспекций и прочих санитарных милиций сегодня во Владивостоке расплодилось, пожалуй, больше, чем дворников с метлами и лопатами. Но кому, скажите на милость, от этого стало чище или удобнее ездить по разбитым напрочь дорогам?

Автор: Ольга АКСАКОВА, "Владивосток"