Порты – вне закона?
На минувшей неделе в Совете Федерации обсуждался крайне важный для приморских территорий проект федерального закона «О морских портах Российской Федерации». К сожалению, комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды не поддержал законодательную инициативу Госдумы, отметив, что проект имеет серьезные недоработки. Таким образом, принятие в первом чтении закона, который регулировал бы комплекс отношений, связанных с деятельностью морских портов России, отодвинуто на неопределенное время. Однако сенатор от Приморья Олег Кожемяко высказал в своем заключении особое мнение, обратив внимание коллег на остроту проблемы и абсолютную необходимость скорейшего появления такого документа:
На минувшей неделе в Совете Федерации обсуждался крайне важный для приморских территорий проект федерального закона «О морских портах Российской Федерации». К сожалению, комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды не поддержал законодательную инициативу Госдумы, отметив, что проект имеет серьезные недоработки. Таким образом, принятие в первом чтении закона, который регулировал бы комплекс отношений, связанных с деятельностью морских портов России, отодвинуто на неопределенное время. Однако сенатор от Приморья Олег Кожемяко высказал в своем заключении особое мнение, обратив внимание коллег на остроту проблемы и абсолютную необходимость скорейшего появления такого документа:
- До сих пор в законодательном обеспечении деятельности морских портов (как торговых, так и рыбных) существует серьезный пробел – нет единого документа, который бы регулировал их работу. Раньше эти отношения определяли ведомственные документы и подзаконные акты. Но, как правило, они касались очень узкого круга вопросов. Поэтому и необходим закон, который был бы направлен на обеспечение эффективного функционирования транспортной системы России, оптимизацию и рационализацию грузопотоков. Кроме того, существует Кодекс торгового мореплавания, которым руководствуются все морские порты, и он уже содержит ссылки на федеральный закон о морских портах. То есть в кодексе уже прописана необходимость существования единого федерального закона, который и был бы высшей юридической силой в отношении деятельности портов. Конечно, предложенный Госдумой законопроект нуждается в серьезной юридической доработке. В частности, необходимо включить дополнительно такие понятия, как «морской рыбный порт», «комплексное обслуживание судов рыбопромыслового флота», «портовый пункт». Проект закона не регулирует осуществление контроля за соблюдением правил совместного плавания и ведением промысла судами рыбного флота в составе экспедиции или группы судов, оперативное наблюдение за их местонахождением и безопасностью, проведение расследования аварийных случаев и случаев нарушения режима плавания. Есть и другие замечания. Но, по мнению Олега Кожемяко, закон о морских портах нельзя откладывать в долгий ящик, его нужно срочно доработать, привести в соответствие с юридическими нормами и жизненными реалиями и представить на первое чтение.
Автор: Елена Панова, специально для «В»