Владивосток стал столицей края

Закон “О статусе города Владивостока – административного центра Приморского края” все-таки сдвинулся с “мертвой точки”. На мартовской сессии краевого парламента 21 из 30 присутствовавших в зале во время голосования депутатов высказались за принятие закона в первом чтении. Правда, вместо отведенных на обсуждение закона повесткой дня 10 минут народные избранники “пикировались” по данному поводу с учетом перерыва около часа.

26 март 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1530 от 26 март 2004

Закон “О статусе города Владивостока – административного центра Приморского края” все-таки сдвинулся с “мертвой точки”. На мартовской сессии краевого парламента 21 из 30 присутствовавших в зале во время голосования депутатов высказались за принятие закона в первом чтении. Правда, вместо отведенных на обсуждение закона повесткой дня 10 минут народные избранники “пикировались” по данному поводу с учетом перерыва около часа.

“В ходе обсуждения больше преобладал, конечно, политический и финансовый момент, - говорит член фракции “Единая Россия - Приморье”, депутат Законодательного собрания Николай Морозов. – Хотя, в принципе, никто из выступавших депутатов не был против того, чтобы Владивосток де-юре стал столицей края. С моей точки зрения, дискуссии не должно было быть вовсе. Есть краевой закон “Об административно-территориальном делении”, где четко прописано, что правовой статус Владивостока определяется законом Приморского края. В Уставе края записано, что административным центром должен быть Владивосток. Так что закон “О статусе Владивостока” ЗС придется принимать в любом случае”. Поэтому на заседании нашего комитета мы единогласно поддержали инициативу авторов данного закона и рекомендовали Законодательному собрания принять законопроект в первом чтении”.

Для чего же нужен и что предполагает закон “О статусе Владивостока”. По мнению членов фракции “Единая Россия - Приморье”, город сегодня уже фактически выполняет функции столицы края, в нем проводятся экономические форумы, симпозиумы, приезжают иностранные делегации, ширятся международные культурные и спортивные связи. Но на компенсацию расходов по приему тех же иностранных делегаций Владивостоку из бюджета края денег не выделяется. Говоря о компенсациях, депутаты имеют в виду то, что в данный момент для всех муниципальных образований Приморья рассчитывается т. н. минимальный бюджетный фонд. В него заложены средние суммы на ремонт объектов в городе или районе, уборку территории, другие оказываемые услуги. От этих затрат во многом зависит доходная часть бюджета территории, а также дотации из краевой казны. Если говорить упрощенно, то прибывающие с официальными визитами во Владивосток делегации пользуются перечисленными выше услугами бесплатно. То же самое можно сказать и о гостях Владивостока из других районов края. Т. е. за прием гостей сейчас платят сами жители, которые платят налоги.

Логика в этих доводах, конечно, есть. За придание Владивостоку столичного статуса говорит и опыт других регионов. Так, аналогичный закон Хабаровского края был принят еще в 1996 г. Статусом столиц субъектов федерации наделены также Барнаул, Брянск, Екатеринбург, Махачкала, Рязань, Салехард, Тверь, Тюмень, Якутск и ряд других.

“Законопроект всего лишь предполагает механизм осуществления регулирования отношений между органами государственной власти Приморского края и органами местного самоуправления Владивостока, - утверждает сопредседатель фракции “Единая Россия - Приморье”, вице-спикер ЗС Игорь Пушкарев. – Его принятие позволит улучшить правовые и экономические условия взаимодействия органов госвласти города и края. Ведь мы принимаем закон, который будет работать не один год, а десятилетия. Поэтому раз и навсегда необходимо определить статус столицы, определить финансовую составляющую вопроса”.

Во время обсуждения законопроекта его инициаторы указали цену вопроса – речь идет о выделении Владивостоку из краевого бюджета 10% от суммы расходов минимального бюджета города. Речь идет о 280-300 млн. руб. Хотя эти цифры еще могут неоднократно поменяться. Да, есть представленное технико-экономическое обоснование законопроекта. В документе прописано многое – от энергоснабжения города до вопроса по разработке и осуществлению целевых программ развития Владивостока. Вместе с тем, ряд депутатов высказали сомнения в том, что посчитали действительно все. В городе, например, есть учреждения здравоохранения, культурные памятники, средства на содержание которых уже сегодня идут из краевой казны.

Поэтому создана рабочая группа по дальнейшей работе над законопроектом “О статусе Владивостока – административного центра края”. В ее состав, в частности, вошли депутаты Игорь Пушкарев, Николай Морозов, Юрий Привалов и другие. Предполагается, что до 15 июля будут собраны предложения от всех заинтересованных в принятии закона структур – от администрации города до подразделений федеральных ведомств. После этого и будет окончательно ясна стоимость столичного статуса для Владивостока, определены источники и механизмы финансирования. Это может быть целевая строка в краевом бюджете, решение об оставлении части собираемых во Владивостоке налогов на исполнение столичных функций либо другие пути.

“В принципе, федеральное законодательство дает нам достаточные полномочия и основания для принятия данного закона, - продолжает Игорь Пушкарев. – Статья 86 Бюджетного кодекса РФ определяет отдельные функциональные виды расходов местных бюджетов, подлежащих компенсации из бюджета субъекта РФ. Речь как раз и идет о таких вещах, как осуществление международных и внешнеэкономических связей. Вопрос, в каком объеме край должен все это компенсировать. Но принять закон необходимо. И чем быстрее, тем лучше. Тогда он скорее начнет работать. Наша комиссия как раз и займется в ближайшее время решением всех этих вопросов”.