Вызов или выбор?
Вчера в Белом доме заместитель руководителя администрации президента Евгений Савостьянов озвучил указ президента России Бориса Ельцина № 550 от 4 июня 1997 года, которым представитель президента по Приморскому краю получает дополнительные и по существу чрезвычайные полномочия. Эти полномочия получил недавно назначенный вместо Владимира Игнатенко начальник УФСБ по Приморскому краю генерал Виктор Кондратов.
Вчера в Белом доме заместитель руководителя администрации президента Евгений Савостьянов озвучил указ президента России Бориса Ельцина № 550 от 4 июня 1997 года, которым представитель президента по Приморскому краю получает дополнительные и по существу чрезвычайные полномочия. Эти полномочия получил недавно назначенный вместо Владимира Игнатенко начальник УФСБ по Приморскому краю генерал Виктор Кондратов.
В. КондратовЕ. СевастьновЕ. НаздратенкоЦеремония оглашения указа прошла в большом конференц-зале краевой администрации в нервной и полускандальной обстановке. Содержание указа, прочитанного Евгением Савостьяновым в гробовой тишине, коротко можно передать так: фактически все финансовые и силовые рычаги власти в Приморском крае передаются в руки полномочного представителя президента.
«Ни один регион Российской Федерации, за исключением Чеченской республики, не вызывает у руководства страны столько много тревог и беспокойства, как Приморский край”, - заявил Евгений Савостьянов, комментируя указ № 550. Евгений Савостьянов сказал, что положение, когда политический спор двух личностей - губернатора Наздратенко и мэра Черепкова - сказывается самым непосредственным образом на жизни и благосостоянии населения богатейшего региона, становится абсолютно нетерпимым. Он подчеркнул, что принимаемые чрезвычайные меры не продиктованы особой позицией губернатора Наздратенко в вопросе демаркации российско-китайской границы или его взглядами на способы проведения экономических реформ в стране. «Причина только одна - отключать свет в домах людей по 18 часов недопустимо», - сказал Савостьянов. Он сказал, что меры, которые предлагаются сейчас Минтопэнерго, должны быть выполнены неукоснительно всеми. «Если в зале находится мэр Владивостока, хочу сказать - все договоры должны быть подписаны», - предупредил Савостьянов Виктора Черепкова.
Главный кадровик Кремля сурово заявил, что любое противодействие реализации указа президента будет строжайше наказано. «Если кто-то не готов работать в таком режиме, лучше уйти сейчас», - сказал Савостьянов. «Очевидно одно, самостоятельно край выйти из кризиса не может, и поэтому руководство страны идет на такие меры».
Затем опытный политик Евгений Савостьянов совершил ошибку, недопустимую ни для политика, ни для государственного чиновника столь высокого ранга, - он предложил краевому прокурору и другим руководителям силовых структур края подняться из конференц-зала в кабинет представителя президента Виктора Кондратова и продолжить обсуждение указа в узком кругу. Савостьянов и Кондратов поднялись с мест в президиуме, но их попытка завершить на этом процедуру ознакомления приморского начальства с указом президента была остановлена Евгением Наздратенко, который потребовал слова. Савостьянов попытался было сказать, что все абсолютно ясно, но зал выразил недвусмысленное желание выслушать губернатора. В зале раздался даже хулиганский свист. Действительно, стоило ли экстренно собирать столько людей для озвучивания президентского указа и не подкрепленных цифрами и фактами комментариев?
Евгений Наздратенко подчеркнул в своем выступлении, что кризис в Приморье создан искусственно, что финансовые дела края даже по докладу Анатолия Чубайса на коллегии министерства финансов выглядят не сплошным минусом, а весьма приличной добавкой к российскому федеральному бюджету. «Приморье так же, как и Москва, остается регионом-донором, но положение дел представлено таким образом, будто мы занимаемся вымогательством и шантажом в правительстве», - сказал Евгений Наздратенко. Обращаясь к Евгению Савостьянову, Наздратенко заявил: «Сегодня (6 июня) истекает срок некоторых условий, которые были мне поставлены на беседе в Москве с Анатолией Борисовичем Чубайсом. И я отвечаю - я не поеду ни в Европу, ни в Австралию, ни в Индонезию. Я остаюсь губернатором Приморского края». Зал взорвался аплодисментами. В этот момент даже недруги Наздратенко были на его стороне.
Наздратенко также потребовал от Савостьянова передать его письмо президенту Ельцину, а также дать ему возможность личной встречи с главой государства. «Его неверно информируют о реальной ситуации в крае», - сказал Наздратенко. Он заявил, что сейчас нужно еще одно решение центральной власти по Приморскому краю после введения по сути чрезвычайного положения: «Назначьте дату выборов губернатора Приморья и мэра Владивостока - люди должны сами определить, кто вправе ими руководить».
Виктор Кондратов, выступая после эмоционального губернатора, был сдержан и краток. Обратившись к собравшимся «Коллеги!», он подчеркнул, что за 6 лет работы в Приморье хорошо узнал людей, живущих во Владивостоке, и не намерен совершать некие экстремальные действия без согласования с руководителями края. «Но если кто-то нарушил закон, тот будет отвечать по всей строгости», - уточнил генерал Кондратов. После генерала выступил председатель краевой думы Николай Литвинов, который заявил, что высокий посланник Кремля даже не нашел времени для встречи с депутатами.
Говоря о самом первом и поверхностном впечатлении от события, случившегося вчера во Владивостоке, можно лишь вспомнить старое китайское ругательство: «Чтоб тебе жить в эпоху перемен». Из кризиса энергетического и экономического Приморье переходит в стадию полувоенных действий на политическом фронте...
Автор: Владимир Ощенко, «Владивосток»