Если я буду президентом…

В нашей рубрике «Эхо недели» традиционно выступают с комментариями на актуальные темы корреспонденты и постоянные авторы «В». Однако на этот раз мы решили отступить от традиции и, понимая, что главной темой минувшей недели стало завершение подготовки к президентским выборам, доверить выступить в роли публицистов ученикам одной из школ краевого центра.

12 март 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1522 от 12 март 2004

В нашей рубрике «Эхо недели» традиционно выступают с комментариями на актуальные темы корреспонденты и постоянные авторы «В». Однако на этот раз мы решили отступить от традиции и, понимая, что главной темой минувшей недели стало завершение подготовки к президентским выборам, доверить выступить в роли публицистов ученикам одной из школ краевого центра.

“Когда я стану президентом, в кабинетах чиновников всех уровней будут висеть портреты Екатерины II cо словами из ее “Наказа”: “Мы думаем и за славу себе вменяем сказать, что мы сотворены для нашего народа, а не он для нас”. Вот что сегодня должны помнить “слуги народа” ежедневно, ежечасно, ежеминутно!”. Это строчки из сочинения семиклассницы Лены Шишкиной.

Преподаватели владивостокской средней школы № 21 честно признались, что предложили своим ученикам написать сочинение на тему “Если я буду президентом…” с тем, чтобы привлечь на выборы их родителей. Известно, что рано или поздно наступает момент, когда воспитанием «предков», в свою очередь, начинают заниматься их дети. Подходящий ли для этого повод - выборы президента России, обсуждать не станем. Но очевидно, что урок воспитания гражданской позиции во время работы над популярной темой ребята если не преподнесли, то уж точно получили.

О том, каким должен быть лидер России, школьники высказали мнение, которое, пожалуй, характерно и для умонастроений взрослого населения страны. Так, бросается в глаза, что дети не знают, а может быть, просто не доверяют представителям современного политического бомонда. Иногда, правда, упоминается фамилия одного из нынешних кандидатов в президенты России. Но не более того. За образцы они берут чаще персонажей исторических. Так, например, в ребячьих сочинениях проглядывает извечная российская вера в доброго царя. Чуть не половина из них видит идеального правителя страны в образе самодержцев. Екатерину Великую мы уже упоминали. Другой часто встречающийся персонаж – Петр I. “Мой идеал руководителя и политика – Петр I. Именно при нем Россия добилась небывалых успехов. Во-первых, он создал регулярную русскую армию – мощную и грозную силу, российский флот. Что же стало с нашей армией и флотом сегодня? Ведь офицер – профессия героическая, а из армии уходят достойнейшие люди. Призывники служить тоже не хотят. Зарплата офицера ничтожна, жилья нет. Вот над чем буду работать как президент. А знаете ли вы, что на личной печати Петра была выгравирована надпись: “Я ученик и нуждаюсь в учителях”? Это вызывает восхищение и огромное уважение к царю”. Так считает Артем Кундухов.

Но отрадно, что, несмотря на идеализацию могучих и справедливых монархов, школьники все-таки рассчитывают в будущей жизни в первую очередь на себя, свои знания и силы. Артем продолжает: “Стыдно за тех неучей, которые сегодня могут просто купить диплом. И чего ждать от таких горе-специалистов? Петр сам освоил 14 ремесел и других заставлял учиться. “Делу время, потехе час” - любимая поговорка царя. Как нелепо она звучит сегодня там, где разрушены фабрики и заводы, где жалуются на нехватку рабочих мест, рассуждают о смысле жизни, не прилагая никаких усилия для ее улучшения. Или вот еще: “Мне 13 лет, но я начну готовиться уже сейчас, ведь стать президентом не так-то просто. Самое главное и самое сложное – быть образованным человеком, - пишет в своем сочинении Александр Урзов. – Ведь президент должен знать несколько иностранных языков, хорошо разбираться в экономике, уметь руководить людьми. К сожалению, такие качества есть не у всех, но я уверен, что справлюсь”.

Недовольство всевластием олигархов, так характерное для современного российского общества, тоже нашло отражение в детских сочинениях. Семиклассник Александр Егорин пишет: “Видел список самых богатых людей страны. У Ходорковского – 15 миллиардов долларов, у Абрамовича – 10,6 миллиарда (стилистика автора сочинения сохранена. – Прим. ред.). Умные люди говорят, что богачи приносят доходы России. Но почему же у нас так много бедных? Я думаю, что для супербогачей надо ввести очень высокий налог на доходы”.

Впрочем, высокие налоги планируется брать не только с олигархов, но и с бизнесменов помельче. Причем школьники полагают, что сделать это можно только вкупе с усилением репрессивного аппарата. Александр Урзов пишет: “В России самый низкий подоходный налог в мире. Почему бы его не повысить? Это, конечно, может привести к тому, что появятся желающие скрыть свои доходы. Поэтому необходимо усилить органы, контролирующие поступление доходов в казну. Эта работа должна быть высокооплачиваемой (даже я, президент РФ, буду завидовать), очень престижной, отбор кадров – строжайшим. Высокие налоги дадут возможность увеличить зарплату всем бюджетникам. И наконец-то наши педагоги, врачи станут одними из самых высокооплачиваемых специалистов. В школах России учителя будут ходить в нарядах от Версаче и Армани. В больницах пациентов встретят с распростертыми объятиями и позаботятся о них, как о родных людях. Наши бабушки и дедушки начнут путешествовать, вместо того чтобы сидеть на скамейках и считать свои копейки”.

Вообще, наши дети не чужды идей гуманизма и социальной справедливости. “Сохранение здоровья народа – одна из главных задач государства, - пишет Семен Зыков. – Здоровый человек лучше работает, дольше живет. Я бы выделил значительное количество денег на развитие медицины. Во всем мире уважают старость. Уходя на пенсию, люди не должны влачить жалкое существование, им нужно отдыхать и радоваться жизни. Я открыл бы большое количество пансионатов и домов отдыха, назначил бы каждому достойную пенсию”.

Заметим, все это школьники собираются сделать сами, видимо, не очень рассчитывая на политическую волю родителей. Может быть, следует доказать чадам, что и мы можем побеспокоиться о себе и о них сами, и сходить на выборы, не перекладывая решение на другие плечи?..

Иначе в перспективе останется рассчитывать только на место в доме престарелых, который когда-нибудь построят дети.