Даманского больше нет. Осталась память
Вооруженный конфликт на острове Даманском ровно 35 лет назад оказался первым серьезным испытанием для наших пограничников после Великой Отечественной войны. Потом были Афганистан и Таджикистан, Чечня и Дагестан. И во всех войнах и столкновениях после 1969 года примером для подражания были солдаты и офицеры двух застав и мотоманевренной группы Иманского погранотряда во главе с полковником Демократом Леоновым.
Вооруженный конфликт на острове Даманском ровно 35 лет назад оказался первым серьезным испытанием для наших пограничников после Великой Отечественной войны. Потом были Афганистан и Таджикистан, Чечня и Дагестан. И во всех войнах и столкновениях после 1969 года примером для подражания были солдаты и офицеры двух застав и мотоманевренной группы Иманского погранотряда во главе с полковником Демократом Леоновым.
В ЭТУ НОЧЬ РЕШИЛИ МАОИСТЫ ПЕРЕЙТИ ГРАНИЦУ У РЕКИ
Столкновение назревало давно. Небольшой остров Даманский – 1700 метров в длину и 500 метро в ширину с редким кустарником китайцы считали своей территорией. Уже позже было подписано соглашение, и он официально отошел к КНР. Остров под новым именем Чжэньбао существовал недолго. Протоку засыпали, и Даманского не стало. Осталась лишь память о тех событиях.
Генерал-майор запаса Виталий Бубенин был непосредственным участником того конфликта. Ему в числе четырех других пограничников присвоили звание героя Советского Союза (полковнику Демократу Леонову и старшему лейтенанту Ивану Стрельникову – посмертно). Он прилетел из Москвы в Приморье на мероприятия, посвященные вооруженному столкновению на Даманском. Прославленный пограничник до сих пор все помнит в деталях:
- Я командовал заставой «Кулебякины сопки». Это не громкие слова, мы все – и солдаты, и офицеры защищали родную советскую землю. На протяжении полутора лет противник постоянно провоцировал нас. Не только на Даманском, но и на других направлениях. Претензии маоистов касались также всех других островов на Уссури. В основе лежал политический и идеологический конфликт между КПСС и КПК. Раскол в международном коммунистическом движении вылился в территориальные притязания КНР. Все шло к тому, что произойдет вооруженная стычка. Мы с Иваном Ивановичем (командиром соседней заставы «Нижне-Михайловка» Стрельниковым – ред.) старались не поддаться на провокацию. Зачастую личный состав обеих застав с утра до ночи выходил на лед и на жутком морозе просто не пропускал, отпихивал китайских провокаторов обратно за границу.
В ночь на 2 марта маоисты силами до пехотного батальона пробрались на остров и окопались там. У нас уже не было выбора. Когда группа пограничников под командованием старшего лейтенанта Стрельникова утром подходила по льду к Даманскому, противник открыл автоматный и пулеметный огонь. Сразу же погибли и получили ранения многие ребята. Оставшиеся во главе с младшим сержантом Юрой Бабанским (он тоже получил звезду героя – ред.) приняли неравный бой. Огонь вели до тех пор, пока не кончились все патроны, а когда подоспел резерв, пограничники кинулись в штыковую. Я со своей заставой спешил на помощь. Первоначальная контратака не удалась. Пришлось ударить с фланга. Меня дважды ранили, плюс контузия. Ребята – также раненые позже вытащили к своим. Когда врага выбили с острова, то все наши пограничники из первой группы были мертвы. Маоисты либо пристреливали, либо закалывали раненых пограничников. Всего в том бою мы потеряли 31 человека, еще 14 были ранены.
15 марта вновь произошел сильный бой на льду Уссури и Даманском. На сей раз в атаку двинулась волнами пехотная дивизия, усиленная резервистами, при поддержке минометов и безоткатных орудий. Командовал операцией «Возмездие» зам командующего Шеньянским военным округом. Несмотря на многочисленные потери, за счет подавляющей численности, им удалось захватить остров. На помощь обороняющимся пограничникам подошел танковый взвод погранотряда. В той схватке погиб Леонов. Китайцы подбили новейший танк «Т-62». После этого в бой вступили части мотострелковой дивизии. По врагу был нанесен ракетно-артиллерийский удар. В результате огневой атаки современными реактивными установками «Град» китайцы сразу потеряли до тысячи человек. Больше они на нашу территории не совались.
ЭТО НУЖНО НЕ МЕРТВЫМ, ЭТО НУЖНО ЖИВЫМ
В минувший вторник в Дальнереченске было холодно, также как и в марте 69-го. Тем не менее, на центральном парке города собралось несколько тысяч человек. В почетном строю замерли ротные коробки гарнизона Дальнереченска – Уссурийского Краснознаменного ордена Трудового Красного знамени погранотряда имени Менжинского, бригады пограничных сторожевых кораблей, бригады связи, мотострелкового полка. Со всего Приморья, из Хабаровска и Москвы прибыли участники боевых действий на Даманском.
Член Совета Федерации России Олег Кожемяко в то время жил в Лучегорске, так называемой «прифронтовой полосе». – Детские впечатления самые сильные. Наша школа располагалась в 18 километрах от передовой. Через Лучегорск следовали воинские части, и мы – пацаны, страшно завидовали старшим, тем солдатам, что уходили на войну. А в самой школе мальчишки и девчонки мастерили подарки, вязали носки и вышивали платочки для военнослужащих. Как могли, помогали фронту. С концертами школьной художественной самодеятельности выступали на погранзаставах, в частях советской армии. У местного населения была тревога из-за неизвестности – смогут наши пограничники отстоять рубежи, но до паники не доходило. А вот ненависть к китайским милитаристам испытывали сильную за все зверства, которые они осуществили с ранеными пограничниками. Тот отпор, который дали маоистам, позволил на все оставшееся время отбить охоту до наших территорий. Пограничники на Даманском продолжили традиции Великой Отечественной.
На митинге памяти выступил губернатор Приморья Сергей Дарькин. - За ошибки политиков расплачиваются военные. Кровью. События на острове Даманском стали тому подтверждением. Я прекрасно помню то время. Люди в Приморье были насторожены. И желали только одного – чтобы не было войны. Ведь старшее поколение пережило страшную войну. Повторения никто не хотел. А мужество и героизм советских пограничников вселяли уверенность в наших силах. Мы чтим память погибших ребят. И обещаем, что подобного не повторится.
Федеральная и краевая власть сейчас прикладывает массу усилий для сохранения территориальной целостности. К примеру, началось укрепление руки Туманной, ведь реки меняют русло. На очереди возведение противопаводковых дамб в бассейне реки Уссури. Чтобы земля «не ушла» на сторону, необходимо проделать большую работу. Этот вопрос на контроле у президента страны Владимира Путина. Родной земли вершка не отдадим, подчеркнул Сергей Михайлович.
К монументу славы в центре Дальнереченска были возложены венки и живые цветы. Минутой молчания участники митинга почтили память 58 советских воинов, отдавших на Даманском свою жизнь за Родину. А над городом разнеслось эхом пять оружейных залпов. Мирных залпов. В память о далеком конфликте.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, «Владивосток», Светлана ЛАНДЫШЕВА (фото), специально для «В»