«Кровавую пошлину» платить не намерен
Кандидатом номер один на альтернативную службу в Приморье является 24-летний житель села Екатериновка Партизанского района Дмитрий Грибов. Он Свидетель Иеговы. (А всего эта христианская конфессия насчитывает более 6 миллионов адептов, проживающих в 235 странах).
Кандидатом номер один на альтернативную службу в Приморье является 24-летний житель села Екатериновка Партизанского района Дмитрий Грибов. Он Свидетель Иеговы. (А всего эта христианская конфессия насчитывает более 6 миллионов адептов, проживающих в 235 странах).
По свидетельству начальника 2-го отделения военкомата Партизанского района мичмана Вадима Мищенко, безуспешно «воевали» с Дмитрием Грибовым на протяжении нескольких лет. Парень исправно приходил на призывные комиссии, но отправляться в войска отказывался наотрез. С Грибовым пытались судиться, но каждый раз прокурор отказывал в возбуждении уголовного дела.
Да, прописанную в Конституции «свободу совести» на кривой козе не объедешь. А что касается священного долга послужить Отечеству, то это юридическое противоречие как раз и было снято законом об альтернативной службе. Документ вступил в силу 1 января нынешнего года.
Для Свидетелей Иеговы не существует такого понятия, как патриотизм. Они называют себя рабами бога, а не государства. Они блюдут государственные законы, добросовестно платят налоги, но это подчинение государству носит относительный характер. «Кровавую пошлину», как называют во Франции воинскую повинность, Свидетели Иеговы платить не намерены.
Дело не только в «чистоплюйстве», пацифизме или как это ни назови... Каждый Свидетель имеет статус религиозного служителя, проповедника. Мама Дмитрия Грибова в разговоре с корреспондентом «В» ужаснулась, например, такой воображаемой ситуации: «Вот пойдет Дима в армию и окажется где-нибудь на маяке – среди кого он будет проповедовать?!».
Много ли Свидетелей Иеговы в той же Екатериновке? Мама на этот вопрос отвечать отказалась, сославшись на то, что в группе существует специальная служба по связям с общественностью. (От себя заметим, что «посвященные крещеные христиане», как называют себя Свидетели Иеговы, живут и работают замкнутыми колониями. В Находкинском муниципальном центре культуры сегодня занимается ремонтными работами бригада из семи человек – все «посвященные». В их числе и наш герой Дмитрий Грибов).
Впрочем, необходимо поправиться. Употребленное в начале текста слово «косить» не вполне соответствует положению вещей. «Мы не уклоняемся, - заявляет мама Димы Грибова, - мы отказываемся от военной службы».
Удалось нам поговорить и с самим «отказником». Это невысокий, достаточно субтильный молодой человек. Судя по свежему цвету и строгому выражению лица, парень не пьет и не курит. Его действительно легко представить в качестве протестантского проповедника.
К сожалению, общения как такового у нас с Дмитрием не получилось. «Не хочу афишировать свою личную жизнь», - сказал 24-летний «посвященный» и на том же основании отказался от фотографии в газете.
На вопрос, как он относится к возможности пойти на альтернативную службу, Дмитрий ответил, что конкретных предложений пока не было, а если таковые поступят, то каждое будет рассматриваться отдельно и скрупулезно.
Нет, непросто будет определить Дмитрия Грибова даже на «альтернативу». Родственники молодого человека в качестве обязательного условия подобной трудовой повинности считают близость к месту проживания, ибо у каждого «посвященного» есть свои обязанности в собрании, и их надо неукоснительно выполнять.
Чтобы представить себе трудности военкомата, связанные с призывом на штатскую службу Свидетелей Иеговы, процитируем печатный орган этой конфессии, журнал «Сторожевая башня»:
«…Местные органы требуют от граждан различного служения в пользу общества. Иногда это какое-то специальное задание, допустим, рытье колодцев или прокладка дорог, а иногда – регулярное служение, например, еженедельная расчистка дорог, уборка школ или больниц. Когда такая штатская служба …не связана с ложной религией и не противоречит совести Свидетелей Иеговы, они часто соглашаются на нее. Обычно это приводит к отличному свидетельству и порой заставляет замолчать тех, кто лживо обвиняет Свидетелей в антиправительственной деятельности».
Обращает на себя внимание осторожность утверждений, выраженная наречиями «часто», «обычно» и «порой». Окончательное решение по поводу альтернативы каждый Свидетель принимает сам – «согласно своей осведомленной совести». В общем, и здесь имеются не просто лазейки, а настоящие проходные дворы для ухода от службы на благо обществу.
В военкомате Партизанского района с вариантами альтернативной службы пока не определились. Известно только, что местная служба занятости в связи с принятием закона «об альтернативе» выступила с предложением ввести своих сотрудников в состав призывной комиссии.
Автор: Юрий БОДУХИН, «Владивосток»