Маячное хозяйство
Вряд ли найдется в России водитель, который не отпускал бы пару нецензурных слов вслед проехавшей по «встречке» чиновничьей машине с мигалками.
Вряд ли найдется в России водитель, который не отпускал бы пару нецензурных слов вслед проехавшей по «встречке» чиновничьей машине с мигалками.
Однако, как показала проведенная в январе проверка, в Приморье чиновники на таких автомобилях ездят крайне редко. Так, из 700 проверенных гаишниками машин со спецсигналами незаконно пользовались мигалками только 46. И лишь три из них принадлежали тем самым чиновникам. Остальные нарушения приходятся на машины, предназначенные для перевозки особых или негабаритных грузов и оборудованные маячками желтого цвета, а также на автомобили так называемых оперативных служб (милиции, ФСБ, таможни и прочих).
Основное нарушение - это непродленное разрешение на пользование спецсигналами. Дело в том, что по закону такое разрешение дается на срок до одного года. И даже машины силовых структур, не имеющие цветографической раскраски, обязаны каждый год данное разрешение продлевать. Делается это очень просто. Достаточно приехать в тот отдел ГИБДД, где машина стоит на учете, и поставить в свидетельство о регистрации специальную отметку.
Если этого не сделать, то водитель может быть наказан по статье 12.4 части 2-й Административного кодекса. А это штраф в размере от 100 до 300 рублей с конфискацией спецсигналов или без таковой.
Заметим, что нарушением является не пользование «маячком» или «сиреной», а именно их наличие в машине. То есть водитель может быть наказан, если мигалка не на крыше у него стоит, а лежит в салоне.
Впрочем, как рассказали нам в отделении автотехнической инспекции краевой ГИБДД, снимаются и изымаются далеко не все незаконные спецсигналы. С машин, перевозящих опасные, негабаритные и тому подобные грузы, их в целях безопасности дорожного движения не снимают. Но водителей штрафуют.
И не только водителей. За выпуск на дорогу автомобиля, имеющего незаконно установленные маячки, должностные лица могут быть оштрафованы на 300-500 рублей. А если данное лицо не выполнит предписание ГИБДД по снятию спецсигналов, то сумма штрафа составит не одну тысячу рублей.
Стоит отметить, что разрешение на желтый маячок может получить практически любой владелец грузового или специального автомобиля, который собирается перевозить опасные грузы. Для этого надо приехать в свой отдел ГИБДД и написать соответствующее заявление. А вот синие маячки и сирены, дающие преимущество в движении, частные лица получить не могут. Разве что депутаты Госдумы, имеющие федеральные, или, как их еще называют, «флажковые» номера.
Не положены такие спецсигналы и чиновникам «мелкого пошиба». В Приморском крае право на синюю мигалку имеют только трое - губернатор, председатель Законодательного собрания, а также федеральный инспектор по нашему краю. Остальные чиновники - даже мэры городов - мигалок не имеют.
Точнее, не должны иметь. На практике же желающие прокатиться «по-крутому» встречаются. И что самое удивительное, среди нарушителей попадаются лица, которые должны стоять на страже закона и находятся над ним. Например, прокуроры. Согласно постановлению правительства они не имеют права пользования спецсигналами. Однако никто не может запретить прокурору купить маячок на китайском рынке и установить на свою машину. Ведь ни один инспектор ДПС, пребывающий в здравом уме и твердой памяти, прокурорский автомобиль никогда не остановит. И за нарушения правил - даже если тот проедет ж.-д. переезд на красный свет светофора - наказать не имеет права. Депутаты почему-то решили, что тот, кто стоит на страже закона, нарушать его не будет. Наивные...
К слову, многие водители почему-то считают, что право на «музыку» и «синюю иллюминацию» имеют только автомобили со спецраскраской - милицейские, пожарные или скорая медицинская помощь. На самом деле это не так. По 35 постановлению правительства (от 23.01.2002) спецсигналы положены и многим нераскрашенным автомобилям, принадлежащим спецслужбам. В Приморье, к примеру, таких машин более 300. Много это или мало - мы судить не беремся. Можем лишь сказать, что 2 года назад их было на 30 проц. больше.
Автор: Вадим ДМИТРИЕВ, специально для «В»