Ускользающий рынок
Впервые за последние несколько лет структура внешнеторгового оборота Приморского края деформировалась. По итогам прошлого года оказалось, что импорт имеет преимущество перед экспортом. Зафиксированный рост зарубежных поставок на внутренний рынок края пока не велик, но и этого микро вполне достаточно, чтобы подорвать позиции местных товаропроизводителей.
Впервые за последние несколько лет структура внешнеторгового оборота Приморского края деформировалась. По итогам прошлого года оказалось, что импорт имеет преимущество перед экспортом. Зафиксированный рост зарубежных поставок на внутренний рынок края пока не велик, но и этого микро вполне достаточно, чтобы подорвать позиции местных товаропроизводителей.
Смещение внешнеторгового баланса в сторону отрицательного сальдо произошло под влиянием изменения курса американского доллара. Постепенное снижение котировки "зеленого" по отношению к рублю позволило импортерам увеличить объемы своей продукции на приморском рынке на 18,8 процентов. Реальный отрыв от экспортоориентированного сектора составил около трех процентов или, если перевести в денежное выражение, - 27,9 миллионов долларов США.
Перехвату инициативы иностранцами в немалой степени способствовала и стабилизация экспорта на уровне позапрошлого года. Тогда как количество привозной продукции не только возросло, но и реализовывалось практически по сниженным расценкам. Естественно, больший спрос имели дешевые импортные товары, а не дорогие приморские. И это имело свои последствия. Если бы курс рубля оставался на уровне 2002 года, то объем внешнеторгового оборота края был бы на полтора миллиарда рублей больше. А так, от пассивного экспорта край не дополучил 740 миллионов рублей, а активные импортеры сэкономили на укреплении российской банкноты еще 760 миллионов рублей.
Кроме того, снизились издержки производства по той номенклатуре товаров, которые завозятся из-за рубежа, но дорабатываются в крае (это полуфабрикаты, которые получают у нас некоторую добавленную стоимость, после чего идут либо на внутренний рынок, либо реэкспортируются). Поскольку добавленная стоимость накручивается в рублях, происходит снижение затрат на производство в среднем на 2,3 копейки на один рубль готовой продукции или оказанных услуг.
В тоже время, говорить о минимизации издержек производства в реальном секторе экономики Приморья не приходится, и как итог, цена регионального конечного продукта на прилавках магазинов соответствующая. Однако истинной головной болью экономики края является неграмотная политика большинства приморских компаний. Их команда менеджеров понятия не имеет, как плавно влиться в ряды дееспособных рыночников. А ведь контингент импортируемых товаров составляют майонез, макаронные изделия и некоторые другие продукты питания. То есть именно то, что непосредственно производится на территории Приморского края.
Надеется на, ставшие в последнее время популярными среди промышленного сегмента меры субсидирования со стороны краевых властей, в нынешней ситуации не стоит. Все-таки прямыми инструментами изменения структуры внешнеторгового процесса "Белый дом" не владеет. Полномочиями управлять внешней тарифной политикой и регулировать курс рубля в России, наделены Государственный таможенный комитет и Центробанк РФ соответственно.
- Если серьезно говорить о программе импорто-замещения, то краевая администрация могла бы предложить политику субсидирования, - говорит председатель комитета экономического развития края Вячеслав Андреев. - Но не производителя, а, скорей всего, конечного потребителя. Почему? Потому что правила Всемирной торговой организации (ВТО) запрещают государству напрямую поддерживать производителей высоко конкурентных товаров, особенно нацеленных на внешние рынки. Зато ориентирующимся только на внутренний рынок, это вполне приемлемо.
Такая продукция или услуги может доходить до конечного потребителя через сеть дисконтных магазинов, работающих для определенных категорий населения, например, пенсионеров и социально незащищенных граждан. Посредством этой адресной поддержки можно предложить товары местного производства по конкурентоспособным ценам и достойного качества, и есть вероятность того, что заграничные товары будут постепенно замещаться приморскими.
В любом случае, тенденция, когда импорт подавляет экспорт, будет сохраняться до тех пор, пока российский рубль не потеряет своих котировочных позиций. Что, судя по прогнозам московских макроэкономических исследовательских центров, произойдет еще не скоро. По крайней мере, до конца нынешнего года точно. В этом случае, неизбежно возникнет вопрос: в чем собственно хранить свои сбережения?
Это тем более важно, что инвестиционный потенциал населения слишком завязан на долларе. Ну и кроме этого, в результате номинального укрепления российской национальной валюты подросли доходы населения. Ненамного, всего на 105 рублей. Как собственно и заработная плата (на 151 рубль). Однако этот небольшой прирост все же поменял потребительские вкусы. Как показывает статистика комитета экономического развития края, в прошлом году снизились расходы на покупку продуктов питания (начиная с 1998 года на 12 процентов). При этом на 7 процентов вырос спрос на непродовольственные товары, причем достаточно дорогие и длительного пользования. В частности, на два процента стали больше покупать телевизоров, на 17 процентов - мебель, на 24 процента - видеоаппаратуру. Вдвое популярнее стали компьютеры для дома и в полтора раза - транспортные средства.
Понятно, что Центробанку не выгоден низкий курс американской банкноты, так как федеральный бюджет построен на курсе доллара в 31 рубль 90 копеек. Именно по этой причине укрепление рубля будет происходить в определенном регулируемом коридоре. Предположительно в диапазоне 27-28 рублей.
Населению, держащему накопления в долларах, такой курс тоже не по душе - потерять в результате валютных колебаний хоть и несколько денежных процентов, но все же… никому не хочется. Правда, небольшие сбережения можно сохранить в долларах. Огромной опасности здесь нет. По мнению Вячеслава Андреева, американская валюта, несмотря на все, достаточно сильна. Что касается перевода в другие валюты, то сегодня на хорошем счету японская йена.
-Японские активы привлекают инвесторов всего мира, - говорит аналитик консалтинговой компании "Форекс-клуб" Андрей Терехов. - Этому способствуют благоприятные перспективы стабильности. Изменения могут идти, но только в сторону умеренного укрепления. Так что хранить сбережения в йенах выгодно.
Андрей Терехов также отметил, что не стоит сбрасывать со счетов и единую денежную единицу европейского союза - евро. Все разговоры о его переоценке давно сошли на нет и валюта уже месяц не совершает резких движений, а до этого - укреплялась. Другое дело, что на Дальнем Востоке России к евро относятся как-то настороженно. Не доверяют. Можно даже сказать, что европейская валюта здесь не ликвидна. Но как считают, до поры до времени.
Есть еще один вариант, куда вложить свои личные сбережения. Не все, конечно, только какую-то часть. К примеру, пустить в недвижимость, золото, инвестиционные паи и фонды. Это будет понадежнее, чем просто перекидывание из одной валюты в другую.
Автор: Андрей САКУН, "Владивосток"