Приморье дружитсо всеми

По приглашению дирекции Института экономических исследований Северо-Восточной Азии (ERINA) в конце января – начале февраля я принимал участие в четырех международных мероприятиях, которые проходили при поддержке и личном участии губернатора префектуры Ниигата, основателя организации.

25 февр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1513 от 25 февр. 2004

По приглашению дирекции Института экономических исследований Северо-Восточной Азии (ERINA) в конце января – начале февраля я принимал участие в четырех международных мероприятиях, которые проходили при поддержке и личном участии губернатора префектуры Ниигата, основателя организации.

Первым в Ниигате прошел Энергетический форум 2004 года, на нем с большим докладом выступал представитель Газпрома, который представил российские газовые проекты для Дальнего Востока, включая Китай, Корею и Японию. На форуме обсуждались три большие темы, представляющие интерес для стран Северо-Восточной Азии. Нефтепровод из Сибири на Тихий океан, маршруты переброски газа с Сахалина и из Сибири, а также проект энергомоста, предусматривающий продажу российской электроэнергии, в частности, с Бурейской ГЭС в Китай, Северную Корею, в Южную Корею и, возможно, в Японию. Кстати, в этом докладе речь шла также о возможности строительства нефте- и газопровода с отводом на Северную Корею и как вариант с отводом  на Южную Корею. 

2-3 февраля проходил Северо-Восточный экономический форум. Организаторы – ERINA и центр «Восток-Запад», который находится на Гавайских островах.

Здесь обсуждался проект создания Северо-Восточного экономического блока по примеру АСЕАН и Объединенной Европы. Говорили о том, что вначале организуем единую энергетическую сеть и на базе этой экономической конструкции создадим объединенную Северо-Восточную Азию, как в Европе. С моей точки зрения, это заманчиво, но очень идеалистично, потому что уровень развития стран Северо-Восточной Азии абсолютно разный, политические режимы разные, конфликт интересов значителен. Думаю, что обсуждающие это понимали, но всем эта тема очень нравилась. Хотя, как создать здесь единую экономическую общность, похоже, никто не знает. На мой взгляд, это достаточно удобная ширма для решения своих локальных задач в плане доступа к энергоресурсам.

В качестве первого шага к такому объединению обсуждался вопрос о создании Банка развития Северо-Восточной Азии. Представители китайской делегации предложили Тяньцзинь как возможное место его нахождения.  Здесь, мол, уже и так вся необходимая структура имеется. Шло определенное, хотя и осторожное перетягивание каната между представителями Китая, Японии и Южной Кореи - где, собственно, центр Северо-Восточной Азии должен быть? Возможные варианты - Шанхай или Тяньцзинь, расположенный недалеко от Пекина, но на берегу моря.

 В начале февраля также проходил Инвестиционный семинар по Дальнему Востоку, разбитый по секциям. Одновременно прошли презентации четырех провинций Китая (перед японской аудиторией) – Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин и Внутренняя Монголия. Одна из секций касалась инвестиций в Хабаровский и Приморский края, где было рассказано об инвестиционных проектах Приморья.

И, наконец, был проведен форум по поводу международного Туманганского транспортного коридора. Мы считаем, что все узлы по схеме Туманганского транспортного коридора развязаны. Фактически транспортный коридор открыт, «Золотое звено» Хуньчунь – Махалино работает, в порту Зарубино новые собственники - «Трансгрупп», которые формируют новую, более эффективную программу действий. На предварительном собеседовании перед форумом я сказал, что если вновь будет поднята тема по аренде Зарубино, то с нашей стороны будет весьма определенный ответ. Позиция правительства России здесь ясна, и позиция администрации Приморского края тоже известна. Эта тема на форуме больше не поднималась. Обсуждение шло в русле конкретных экономических проектов.

Например, японцы хотят пустить по Туманганскому транспортному коридору оборудование для уничтожения остатков химического оружия, которое осталось после второй мировой войны на территории Китая, и уничтожать его там. Представители «Трансгрупп» все это слышали и отправились в Токио для дальнейших переговоров. Обсуждалась также возможность транспортировки по транспортному коридору груза зерна кукурузы и бобовых.

Хочу также коснуться оценки внешнеэкономических интересов Приморья. Судя по статьям, которые появляются в зарубежной прессе, складывается впечатление, что нас сознательно сталкивают и провоцируют: Россия должна выбрать, с кем дружить - с Китаем против Японии или, наоборот, с Японией против Китая. Но наша позиция такая - мы живем рядом с различными государствами и стараемся поддерживать нормальные отношения со всеми, кто нас окружает. Этой позиции мы и следуем.

Мы активно развиваем отношения с Китаем, у нас больше точек экономического взаимодействия, чем с Японией. Но это совсем не означает, что нам не интересно взаимодействовать с Японией. Общая внешнеполитическая концепция России - Китай - это наш стратегический партнер, и мы сохраняем эту позицию. Например, при обсуждении нефтяного проекта мы говорим о возможном ответвлении приморской ветки нефтепровода на Китай. Мы пытаемся выстраивать отношения и со всеми остальными странами, например, с Северной Кореей. Это наши ближайшие соседи, которых, в общем-то, в экономическом отношении загнали в угол. Администрация Приморского края заинтересована в нормализации отношений с КНДР и поддерживает экономическую группу в порту Раджин, где сейчас работают представители ряда российских фирм, в том числе из Приморья и Хабаровского края. Но это совсем не означает, что мы не взаимодействуем с Республикой Корея.

Все страны делают то же самое. Например, Китай предупреждает всех, чтобы не дружили с Тайванем. Но Тайвань вложил более 100 миллиардов долларов инвестиций в Китай. Это реальная многослойная жизнь, которая практикуется всеми государствами. И мы не дружим против кого-то, мы дружим со всеми. Мы также заинтересованы в развитии отношений с Соединенными Штатами, хотя понимаем, что в экономическом аспекте мы для них пока неинтересны. Вот если сюда придет нефтяная труба, мы, может быть, станем для них более привлекательны.

Автор: Виктор ГОРЧАКОВ, вице-губернатор Приморского края