«На Луку» пирожок испеку

Сегодня православные христиане чтят память мученицы Агафии. Верующие в этот день поминают отошедших в мир иной отцов и дедов. К слову, в народе Агафью считали заступницей от пожара. “На Агафью” освящали в церкви хлеб с солью. Когда случался пожар, такой хлеб с солью бросали в огонь и куда-нибудь далеко от домов - чтобы огонь подальше ушел.

18 февр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1510 от 18 февр. 2004

Сегодня православные христиане чтят память мученицы Агафии. Верующие в этот день поминают отошедших в мир иной отцов и дедов. К слову, в народе Агафью считали заступницей от пожара. “На Агафью” освящали в церкви хлеб с солью. Когда случался пожар, такой хлеб с солью бросали в огонь и куда-нибудь далеко от домов - чтобы огонь подальше ушел.

А еще называли: Агафья-коровница. Мученица Агафья среди крестьян почиталась как покровительница скота. Чтобы предохранить его от падежа, клали в хлев старую обувь, пропитанную дегтем, - коровья смерть боится дегтярного запаха.

Говорят, что мороз в этот день предвещает дружную весну, сухое и жаркое лето.

У католиков 18 февраля - день памяти Симеона, второго епископа Иерусалимского, священномученика, пострадавшего от гонений императора Траяна.

Завтра православная церковь поминает мучениц Марфу и Марию, мученика Иулиана, святого Фотия, преподобных Варсонофия и Вукола. Кстати, его в народе именовали Вукол-телятник и, молясь, просили у него здоровья для телят, появившихся на свет в феврале.

20 февраля святцы упоминают преподобного Парфения и Луку Елладского. В старину православные “на Луку” непременно пекли пирожки с луком. А народная примета гласила, что в этот день полуденный ветер - к урожаю зерна.

21 февраля православные чтят память великомученика Феодора Стратилата, святого Саввы второго и пророка Захарии. Крестьяне величали его Захарий Серповидец. Говорили: “На Захария Серповидца гляди серпы на лето”. В этот день доставали серпы, кропили их крещенскою водой, готовили к работе.

А приверженцы ислама 21 февраля отмечают начало нового, 1425 года по хиджре и месяца мухаррам мусульманского лунного календаря. Мухаррам имеет особое значение в жизни мусульман и потому называется священным. В этом месяце Мухаммед вместе с семьей и близкими совершил переселение - хиджру из Мекки в Ястриб, названный позже городом Пророка, то есть Мединой. В новом мусульманском летосчислении точкой отсчета стал день исхода (хиджры) Мухаммеда из Мекки в Медину.

21 февраля празднуется еще и Саагалган - буддийский Новый год. У тибетцев в начале XV века великий буддийский деятель и реформатор Цзонхава приурочил к народному Новому году буддийский праздник Монлам - Великую молитву - в честь победы Будды Шакьямуни над лжеучителями и совершения им 15 чудес. Поскольку монголы, буряты и тувинцы - последователи той же школы, что и тибетцы, то и у них в первые две недели Нового года ежедневно в храме проводится служба в честь одного из 15 чудес Будды.

22 февраля православные христиане чтят память мученика Никифора и преподобного Панкратия Печерского. Исстари русские люди называли этот день просто: Никифоры-Панкраты. “На Никифора” плели к весне лапти. В амбарах уже немного оставалось, поэтому говорили: “Не всяк Панкрат хлебом богат”.

Верующие евреи 22 и 23 февраля отмечают первый и второй дни Рош-Ходеш Адар. Это начало особого месяца, потому что в нем отмечается самый большой праздник Пурим. Талмуд говорит: “С наступлением Адара увеличивают радость”. В эти дни к обычному порядку молитв приморский раввин Менахем Раскин добавит “Яале ве-Яво” в благословении “Служение” молитвы “Амида”.

23 февраля у православных - так называемый Чистый понедельник. Это начало Великого поста и Федоровой недели. А святцы упоминают священномученика Харлампия, мученика Порфирия, преподобных Лонгина и Прохора Печерского. Русская пословица гласит: “На Прохора зима заохала”. Считалось, что этот день - поворот к теплу.

24 февраля православные христиане вспоминают священномученика Власия. Он, подобно упомянутой выше Агафье, почитался как покровитель скота. Даже так говорили: “Власий - скотский бог”. В этот день совершали обряды по охранению скота от порчи, болезней. Кстати, суеверные люди думали, что в этот день бушует нечистая сила. А чтобы защититься от нее, нужно плотно закрыть все печные трубы вьюшками или даже замазать глиной. Ну а власьевские морозы - последние, завершающие зиму.