Твердость позиции - не всегда оппозиция
Слухи о неминуемой и неизбежной (как когда-то крах капитализма) отставке губернатора Приморского края Евгения Наздратенко, которые усиленно нагнетались самыми разными источниками и политическими силами на протяжении всей минувшей недели, похоже, уже не так сильно щекочут нервы местному властному бомонду и заметно поутихли. “Слухи о моей смерти несколько преувеличены”, - как-то вежливо заметил Марк Твен, прочитав свой прижизненный некролог.
Слухи о неминуемой и неизбежной (как когда-то крах капитализма) отставке губернатора Приморского края Евгения Наздратенко, которые усиленно нагнетались самыми разными источниками и политическими силами на протяжении всей минувшей недели, похоже, уже не так сильно щекочут нервы местному властному бомонду и заметно поутихли. “Слухи о моей смерти несколько преувеличены”, - как-то вежливо заметил Марк Твен, прочитав свой прижизненный некролог.
Наздратенко не выглядит вежливым и невоспитанно отвечает на вопрос вопросом: “Почему кому-то так хочется выгнать меня из Приморского края?”. Невежливость губернатора при этом больше похожа на искреннее недоумение: бьешься, бьешься - и вот благодарность...
Аргументы политических оппонентов Наздратенко не принимает абсолютно. Выступление вице-спикера Государственной думы Светланы Горячевой по местному телевидению, в котором она заявила, что Наздратенко нужно уходить потому, что он не может найти общий язык с кабинетом министров, Наздратенко комментирует так: “Людям ранга Горячевой с ее политическим долголетием (от зампреда ВС РСФСР при Ельцине до вице-спикера Госдумы при Селезневе) пора перестать получать информацию о работе правительства с регионами с экрана ОРТ. Моя последняя поездка в Москву, которая длилась неделю и была чрезвычайно насыщена работой с обновленным составом руководства кабинета министров, сопровождалась не переругиванием с правительством, как это пыталась представить Светлана Петровна, а разработкой общего плана действий по выводу Приморского края из экономического кризиса. Состоялись конструктивные встречи и беседы с председателем правительства Виктором Черномырдиным, вице-премьерами Анатолием Чубайсом, Борисом Немцовым, Олегом Сысуевым, руководителем администрации президента Валентином Юмашевым. Итог этой работы - совместный протокол о единых действиях Минтопэнерго и администрации края для разрешения энергетического кризиса, сдвинутая с мертвой точки идея об объединении Приморской ГРЭС и Лучегорского угольного разреза, желание Бориса Немцова самому приехать в Приморье, чтобы на месте пощупать ситуацию.
Уверяю вас, столь желанная для многих отставка Наздратенко не обсуждалась бы так долго на таких высоких уровнях. Такие вопросы решаются иначе...
Сейчас налаживается добротный, перспективный диалог с Минтопэнерго и его руководителями - Борисом Немцовым и Сергеем Кириенко. Администрация Приморья уже несколько лет говорила о необходимости слияния двух самостоятельных акционерных обществ “Приморская ГРЭС” и “Лучегорский угольный разрез”. Эта необходимость наконец-то понята, и мы готовы уступить авторство этой идеи кому угодно, если удастся наладить нормальное снабжение Приморья энергией по нормальным тарифам. Процесс слияния, конечно, не пройдет легко и быстро, но по крайней мере, есть механизм: ведь государственные пакеты акций этих предприятий сейчас в одних руках - у Минтопэнерго.
Но, я считаю, нужно идти дальше. Не только выбраться из ямы энергетического кризиса, но и выровнять энерготарифы по всей стране, довести их до такого уровня, когда смогла бы заработать промышленность. Борис Немцов, сам побывавший в шкуре губернатора, сразу после своего переезда в Москву начал говорить именно о том, что в свое время вменялось в вину Наздратенко - снизить цены на энергию для промышленности, железнодорожные тарифы. Если это действительно произойдет, то экономика всей страны вздохнет.
Когда я говорил об этом еще больше 3 лет назад, меня обвиняли в ретроградстве, антирыночной позиции. У меня никогда не было предубеждения к рынку как эффективному средству регулирования экономики, но рынок - это не хаос. Сейчас мы возвращаемся к идеям государственной роли в управлении экономики, но время-то потеряно. А то, что я твердо стою на своих позициях, некоторые нынешние политики расценивают как оппозицию. Запутались в понятиях... Если уж депутаты от КПРФ, называя меня оппозиционером, при этом критикуют за какую-то конфронтацию с правительством, а не зовут меня в свои ряды, то это может значить лишь одно - наша политическая арена совсем превратилась в театр абсурда”.
Добровольной отставки Наздратенко не будет. Сегодня это можно говорить однозначно. Кризис экономики Приморья - не отдельно взятое явление, оторванное от реалий жизни во всей стране. Забастовки, невыплаты пенсий и зарплат, отключенные электростанции - все это происходит, оказывается, не только в Приморье. Пока же приморский губернатор убежден, что, может быть, такой раздражитель на окраине страны будет полезен не только для самой окраины, но и для всей России, которая, похоже, заблудилась на путях реформ.
Автор: Владимир ОЩЕНКО, “Владивосток”