По ком звонит колокол…
Помню Юрия Юрченко студентом тогдашнего Института искусств, он учился на театральном факультете и всегда писал стихи. А сейчас он автор драмы «SOS», премьера которой состоялась в театре ТОФ. Создается впечатление, что пьеса и театр как будто созданы друг для друга. Наверное, это и есть высшая оценка работы автора и постановочного коллектива.
Помню Юрия Юрченко студентом тогдашнего Института искусств, он учился на театральном факультете и всегда писал стихи. А сейчас он автор драмы «SOS», премьера которой состоялась в театре ТОФ. Создается впечатление, что пьеса и театр как будто созданы друг для друга. Наверное, это и есть высшая оценка работы автора и постановочного коллектива.
Ничего не имею против комедии и, естественно, вечной классики на сцене военного театра. Но при всем том, как недоставало здесь пьесы о флоте, о семьях военных моряков. Драма «SOS» посвящена гибели подводной лодки «Курск», потрясшей, наверное, не только нашу страну, но и весь мир. В то же время содержание пьесы шире и объемнее. Это история о Чернобыле, о чудовищных терактах, о гибели ни в чем не повинных людей. Потому что когда случается подобное, колокол звонит не только по погибшим, он звонит по каждому из нас...
Юрий Юрченко нашел отличный ход для пьесы. Действие происходит на кухне коммунальной киевской квартиры, где живут актриса русского театра, ее взрослеющая дочь, алкаш-сосед. Журчит радио, в котором звучат бодрые современные мелодии. И вдруг сообщение о том, что в далеком от них Баренцевом море вынужденно легла на дно атомная подводная лодка «Курск». И далее так, как было в жизни несколько лет назад: хроника, сначала внушающая надежду, потом тревогу, и наконец, трагическое известие о гибели моряков-подводников.
И поначалу почти мимо ушей пропускают радиосообщение герои пьесы, занятые своими делами и заботами, пока не выясняется, что там, на лодке, в подводном плену бывший муж героини и отец их единственной дочери...…
Драма «SOS» неоднозначна. Для семьи (сколько таких семей!) случившееся - незаживающая боль. Для журналиста, что приехал в Киев написать о положении русских на Украине, - возможность отличиться на профессиональном поприще, поведав миру о страданиях людей, причастных к трагедии, и об участниках трагедии (увы, журналистика цинична по определению), для политиков - способ делать политику, для олигарха - повод «засветиться» на благотворительной помощи семье (впрочем, эпизод с олигархом мне представляется лишним, он затягивает действие, ничего не прибавляя ни в сюжете, ни в характерах персонажей).
Главная заслуга театра в том, что спектакль по-настоящему и глубоко волнует: на сцене живые люди, в действии нет назидательности, указующего перста и излишней сентиментальности. Он суров (за редким исключением) и прост. К этому стремились режиссер Андрей Бажин, сценограф Александр Арсененко. Что может быть более обыденным и малосценичным, чем скудная коммунальная кухня? Художник обозначил ее лишь пустым холодильником (героиня - плохая хозяйка) да дешевой электроплитой. Металлические переборки и двигающиеся ширмы неуловимо напоминают отсеки подводной лодки.
Режиссер и актеры избегают героического пафоса, картинности. От этой дегероизации и будничности происходящее на подмостках становится близким каждому зрителю.
На наших глазах творчески растет молодая труппа театра. Крепкой актрисой стала Юлия Белаш. Роль точно проработана. Эмоционально наполнена и в то же время сдержанна ее героиня. Думаю, в зале не останется равнодушных к ее непростой женской судьбе. На хрупких плечах актрисы финал: монолог на вечную тему «С любимыми не расставайтесь», огромная пауза, когда она, стоя на авансцене, слушает мощную финальную песню.
Сложный характер независимой, самостоятельной девицы создает Наталья Войник. У актрисы есть хорошее качество: она не боится выставить свою героиню нелепой, порой просто неприятной. Тем ценнее ее преображение, когда на это неокрепшее существо обрушивается лавина горя - гибель отца.
Поскольку труппа театра флота - молодежная, на роль матери погибшего подводника приглашена актриса театра им. Горького Наталья Парфененкова, органично вписавшаяся в ансамбль, сыграв роль сдержанно, интеллигентно и искренне. Хороши мужчины. Вечно молчащий, со своей внутренней невысказанной болью Кузьмич, оказывается, в прошлом пережил гибель подводной лодки - артист Валентин Свиридов. В меру обаятельна и цинична, подвижна и профессиональна, любвеобильна и находчива журналистка - Александра Карпова. Своя житейская правда, мужицкая хитрость и хватка у соседа, которого играет Максим Клушин.
Увы, удалось посмотреть лишь один актерский состав. Уверена, что не менее интересны и другие исполнители (я хорошо знаю их творческий потенциал). Но дело еще и в самом спектакле - эмоциональном, публицистичном, остро современном, необходимом нашему флотскому городу.
Автор: Галина ОСТРОВСКАЯ, специально для «В»