Капитан «Паллады»: В паруса влюбляются один раз. И на всю жизнь

Что такое морская романтика? Конечно же, это парус, гордо расправленный над гладью моря. Любой мальчишка, мечтающий стать моряком, бредит парусами… А уж стать капитаном такого красавца, как легендарная «Паллада», - это ли не сбывшаяся мечта?

17 февр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1509 от 17 февр. 2004

Что такое морская романтика? Конечно же, это парус, гордо расправленный над гладью моря. Любой мальчишка, мечтающий стать моряком, бредит парусами… А уж стать капитаном такого красавца, как легендарная «Паллада», - это ли не сбывшаяся мечта?

7 февраля исполнилось 10 лет с того дня, как  Николай Зорченко стал бессменным капитаном учебного парусного судна «Паллада». Сам Николай Кузьмич рассказывает, как он попал на «Палладу»: «Решил посмотреть, что такое парусный корабль. В этом году отметил 10-летие этого решения...». И смеется: «Теперь уже понимаю!». В начале девяностых пришел он на «Палладу» сначала помощником капитана по учебной работе, затем старшим помощником  капитана. И в феврале 1994-го стал капитаном.

Именно в это время парусник приобретает мировую известность, победив в крупнейших международных регатах Азиатско-Тихоокеанского региона.

...Около 500 курсантов - будущих работников рыбной отрасли ежегодно проходят выучку на УПС «Паллада». Вместе с профессиональными навыками будущие механики и штурманы получают уроки высокой культуры поведения руководителя, что чрезвычайно важно для них, потенциальных командиров производства. Такт, уважительное отношение к людям, дипломатичность и интеллигентность, образованность, энциклопедические знания, неизменная доброжелательность капитана Зорченко позволили создать в экипаже атмосферу, при которой списание кого-либо из его членов - это или отпуск-отгулы, или переход на другое судно с повышением (!).

Многие курсанты уже после первой практики принимают решение остаться на «Палладе», и в этом плане капитан корабля - идеальный пример. Можно тысячу раз повторить, что нужно для того, чтобы стать хорошим моряком и авторитетным руководителем (а курсант - это именно будущий руководитель), но если капитан груб с подчиненными - никогда курсант на его корабле не станет хорошим моряком. Потому что на учебном судне капитан должен стать олицетворением той идеальной модели человека, от которого на корабле зависит жизнь всех людей. Ведь в море не работают. Там живут круглые сутки. И капитан Зорченко как раз такой человек.

Рассказывает Елена Девятова, помощник капитана по связям с общественностью и воспитательной работе: «Надо видеть своими глазами, как иногда люди на судне спешат, торопятся показаться капитану на глаза, поздороваться с ним, увидеть на его лице ответную улыбку. У человека мгновенно поднимается настроение, он уходит окрыленный. На корабле, в замкнутом пространстве, это очень важно! Для курсанта, который стал к штурвалу первый раз, личность капитана - оптимальный объект для подражания, а деликатное замечание - посыл к действию, практически приказ».

Курсанты, попадая на корабль, сразу начинают испытывать огромное доверие к своему капитану. Они видят, как он живет, как строит свои отношения с людьми, чем наполняет свою жизнь. Он аккуратен и тщателен во всем, он ничего не декларирует, он просто живет рядом с курсантами, и они видят, как он собран, внимателен, дисциплинирован, и ему не надо даже говорить, что всему этому надо учиться, курсанты и так видят и понимают, что если это не заложено в человеке с рождения, значит, человек должен сделать себя сам.

Можно говорить человеку: не ругайся, веди себя прилично. А можно, как Николай Кузьмич Зорченко, ничего не говорить, а просто показать, как это хорошо, когда главное лицо на судне никогда не употребляет бранные слова, показать, что без этого можно жить, и даже очень неплохо! И жизнь наполняется совершенно другим содержанием.

Недаром все побывавшие на «Палладе» говорят, что здесь царит особый дух культуры, та завораживающая атмосфера, когда человек, попавший на корабль, ощущает душевный комфорт, а расставаясь с кораблем, начинает понимать, что исходит все это в первую очередь от  его капитана.

Но это не означает, что все безоблачно на судне. У каждого человека свой характер, и совсем необязательно, что это характер легкий. Бывают и конфликты, но люди все видят, все понимают. И уходя с корабля, всегда говорят, что пребывание на нем - один из самых светлых моментов в их жизни. И просят открыточку на память!

Моряки знают, что капитан судна в ответе за все, что происходит в походе, от момента, когда корабль снимается в рейс и до последней швартовки, уже в родном порту. И любое событие, любой мельчайший эпизод - это головная боль капитана: встреча с тайфуном, нехватка пресной воды, посещение иностранного порта или гости на борту корабля, туалеты вышли из строя, сломалась тестомешалка (без хлеба может остаться весь экипаж), надо отправить агенту телеграмму - за все это отвечает командир корабля. И этот груз ответственности - круглосуточный, он давит на плечи капитана без перерывов и выходных, от первой до последней минуты похода, и не только. Еще в «Уставе» Петра I было записано: когда корабль готовится к выходу в море, капитан должен круглосуточно находиться на борту.

Но и после похода, когда все сошли на берег, капитан должен еще в течение недели быть на корабле. Николай Кузьмич делится сокровенным: «Знаешь, что ничего не произойдет, все равно сердце «ёкает», а вдруг произойдет, особенно когда в море?» Это те забранные часы жизни капитана, которые не компенсируются ничем. Ведь недаром век капитанов короток: не все успевают и первую пенсию получить.

Выдержка из ПРЕДСТАВЛЕНИЯ на присвоение капитану дальнего плавания Зорченко звания «Почетный работник рыбного хозяйства России»:

 «...под его руководством ПУС «Паллада» сегодня …занимает одно из высоких мест в мировом рейтинге учебных парусных судов мира, а сам дальневосточный российский капитан является признанным авторитетом как специалист-парусник высокой квалификации».

Да, капитан  судна — это то начало, которое хочешь не хочешь всегда в центре внимания, на него всегда держат ориентир. По словам коллег, для курсанта встретиться с ним - подарок судьбы: «Когда они приходят на «Палладу» и видят перед собой пример для подражания, который в принципе может стать твоим солнцем на всю жизнь, это западает в душу обязательно. Всю остальную жизнь ты будешь мерить этим мерилом, равняться на этот свет, вспоминать его в тяжкие минуты жизни, которые бывают у каждого из нас. Усталость ли или одиночество, или чье-то предательство, а вспомнишь капитана «Паллады» - и взбодришься, и захочешь все переиначить, начать все заново...».

А краткий опрос среди курсантов, ходивших на фрегате «Паллада» в кругосветные рейсы, выявил, что они все хотят быть похожи на их капитана! Слово курсантам:

«Больше всего мне запомнился наш капитан. Все у него, как в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Авторитет - не силой, не деньгами, не властью, а честно заработан - своим характером. Такой авторитет - самый сильный, за таким человеком всегда пойдут хоть куда».     «Самый интересный человек на судне - капитан. Он знает все и может ответить на любой вопрос. Это просто поражает».

«Больше всего мне запомнилось общение с капитаном, он умный, вежливый и очень добрый, я таких людей еще не встречал. И думаю, что не встречу».

А дома капитан Зорченко - тоже глава большой семьи, эдакого колхоза. В его квартире все время - люди: постоянно кто-то приезжает в гости, дружат с соседями, двери между квартирами практически не закрываются. Это человек, который не даст никому пропасть. Вырастил дочь, да какую - офицера милиции (она и мужа нашла под стать - начальник уголовного розыска), поставил на ноги сына. И обогрел, поделился щедростью сердца с племянником Николаем - сыном рано ушедшего младшего брата. Юноша окончил колледж, учится в Дальрыбвтузе. Он тоже побывал на практике на «Палладе»…

Это и весь рассказ про капитана «Паллады» Николая Зорченко? Нет, не весь, ведь жизнь продолжается. Значит, будут еще встречи и походы, и новые люди, и новые успехи.

Удачи Вам, Капитан!

Автор: Лариса ПАВЕЛКИНА, специально для «В»