Экономия должна быть экономной, или Как заработать на скидках

Скидки. Распродажи. Снижение цен. Вывески магазинов и газетные объявления пестрят многообещающими предложениями: сезонные и предпраздничные, от 20 до 50 процентов… В погоне за клиентом коммерсанты готовы уверить нас чуть ли не в том, что они работают в убыток себе. Подноготную скидок и распродаж попытался узнать корр. «В».

17 февр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1509 от 17 февр. 2004

Скидки. Распродажи. Снижение цен. Вывески магазинов и газетные объявления пестрят многообещающими предложениями: сезонные и предпраздничные, от 20 до 50 процентов…  В погоне за клиентом коммерсанты готовы уверить нас чуть ли не в том, что они работают в убыток себе. Подноготную скидок и распродаж попытался узнать корр. «В».

Стоит сразу разделить скидки, приуроченные к какому-либо празднику или установленные в рамках PR-компании, и уценку маловостребованного товара. Цель первых – привлечь внимание максимального числа покупателей (или потребителей какого-либо рода услуг), и потому скидки действуют в течение определенного промежутка времени (предрождественские, к 8 Марта или просто до такого-то числа такого-то месяца). Во втором случае уценка производится по хронологическому принципу «чем дальше, тем дешевле» (в магазинчиках на вещевых рынках можно купить вполне приличную футболку за 200 рублей).      

По количеству скидок и распродаж среди товаров лидируют одежда и обувь. Мода неумолимо требует от нас постоянной смены гардероба и аксессуаров, а от продавцов - постоянной смены ассортимента. Выходящее «в тираж» подлежит уценке. Так что ультрамодных моделей с большой скидкой вы, как ни старайтесь, не найдете. В дорогих бутиках цены снижаются на товары из коллекций прошлого или позапрошлого сезона (лучше вернуть часть денег, чем потерять на залежавшемся товаре все) и на одежду и обувь редких размеров. Скидки варьируются от 10 до 50 процентов. Так, скромную кофточку за 350 у. е. от известного итальянского дизайнера вы можете приобрести немного погодя (около полугода) всего-то за 175 у. е. (5075 рублей). Однако надо признать: те, кто внимательно отслеживает новые коллекции «от кутюр» и одевается в этих самых бутиках, интересуются прежде всего самими коллекциями. А уж потом обращают внимание на скидки.

А вот в торговых центрах массового потребления распродажи бывают чаще, и  воспользоваться ими  можно с пользой для кошелька. Два раза в год – в конце зимы и лета – случаются сезонные распродажи. К примеру, сейчас цены на шубы и дубленки снижены до 70 процентов. Хорошую дубленку, которая в начале зимы стоила 26 тыс. рублей, сейчас можно купить за 7800 рублей. Снижены цены и на зимнюю обувь. За 1,5-2 тыс. рублей можно купить модные в этом сезоне сапоги, которые менее 3 тысяч в начале зимы не стоили. Правда, гарантии, что они будут так же модны и в следующем сезоне, нет.

Еще один весьма красноречивый пример – снижение цен на спортивное снаряжение и одежду для зимних видов спорта. Сейчас можно купить горные лыжи, коньки, сноуборды, санки и клюшки вдвое дешевле, чем в начале сезона. Причина – высвобождение финансов для закупки товара, ориентированного на  летний сезон (вместо лыжного комбинезона летом уместнее продавать волейбольные мячи и надувные матрасы для плавания).

Круглогодично снижаются цены на неликвидный товар, зависевшийся на стендах. Всем нам знакомы кучи наваленного тряпья

с интригующей надписью «все по 100 (200, 300) рублей». Однако многие проходят мимо таких заманчивых предложений, гордо подняв голову. И напрасно.  Корр. «В» же, тщательно покопавшись в куче, нашла-таки пару приличных кофточек по 100 рублей.

Скидки на бытовую технику (не в рамках PR-компании) - тоже частое явление. Причины их возникновения – устаревание моделей, более низкие цены конкурентов, отсутствие запасных деталей. К примеру, на пылесосы с бумажными пакетами для сбора пыли в одном из магазинов Владивостока цена снижена с 2000 рублей до 1230 из-за того, что в магазине нет и не будет запасных пакетов. То есть когда ваш пакет придет в негодность, новый вам взять будет негде.

На устаревшие модели цены снижаются, как правило, на 5-10 процентов. С поступлением более совершенных моделей телевизоров их «предки» подешевели с 11450 рублей до 10900, с 7660 до 7190. Как это ни странно, и на бытовую технику бывают сезонные скидки. Например, на тепловое оборудование. Сейчас обогреватель, стоивший 6300, можно приобрести с 15%-ной скидкой -

за 5355 рублей.

Еще недавно среди покупателей бытовало мнение, что скидки – явление бесполезное из-за лукавства продавцов: снижение цен – это психологический трюк. Перед тем, как объявить о распродаже, цены искусственно завышают. Но один из владельцев бутика фирменной одежды возразил корр. «В»: «Сегодня во Владивостоке продавцы живут по законам цивилизованного рынка. Рентабельность товара изначально закладывается в цену. Остатки коллекции (читай: и любого другого товара) реализуются по снижаемой поэтапно цене. Сначала на 30 процентов, потом на 50 и даже на 70. Покупатели ждут распродаж, чтобы приобрести качественные вещи с выгодой для кошелька. Некоторые, не стесняясь, признаются, что живут от распродажи до распродажи. Это особенно актуально, если магазин ориентирован на вещи классического стиля. Веяния сезона имеют минимальное влияние на модели.

А качество – высокое. Следует учесть, что брэндовые магазины заботятся о своем имидже. Постоянные покупатели хорошо осведомлены о ценах, так что повышение перед распродажей сразу заметят. Скидки же делаются для того, чтобы, во-первых, освободить место для нового товара, во-вторых, чтобы вернуть вложенные средства. Так что к распродажам не стоит относиться настороженно. В цивилизованном мире sale пользуется заслуженной популярностью и позволяет сэкономить значительные суммы».     

Реже скидывают цены на мебель и стройматериалы. В основном это связано с браком, потерей товарного вида (порчей упаковки), маленькими остатками. Цены на такие товары снижают ниже уровня себестоимости (по тому же принципу «лучше что-то, чем ничего»). Оставшиеся два рулона обоев, которые стоили по 300 рублей, можно приобрести за 50. 


Конкурентная среда заставляет привлекать клиента кроме всего прочего ценами. Сегодня предлагают скидки на самые разные товары и услуги. Прочитав одну из «толстушек», выходящих во Владивостоке, корр. «В» нашел объявления о скидках на стоматологические услуги, установку дверей, пластиковых окон, фирменную обувь, офисную мебель, услуги связи,  теле-, видео-, аудио- и бытовую технику, строительные материалы. Потратив некоторое время на маркетинговые исследования требуемого товара, представленного в магазинах Владивостока, можно найти наиболее выгодный вариант.     

Примечательно, но бывают скидки на косметику и продукты. Обычно это связано с окончанием срока годности. К примеру, 0,5 литра кефира можно купить за 3 рубля («на тесто» - по уверению продавца), а губную помаду Max Factor за 50. В этом случае рисковать своим здоровьем не стоит.

Курс валют на 15 февраля:

Доллар США – 28,52 рубля Евро – 36,56 10 юаней – 35,59 Вона КНДР – 13,38 1000 вон Республики Корея – 24,59

По сообщению ГУ Банка России по Приморскому краю

Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток», Татьяна КУЛИКОВА, специально для «В»