Бедность – порок

В селах, изнывающих от безденежья, торговать нынче трудно. Как трудно и многое другое: организовать бытовые услуги, открыть какое-то производство, увлечь селян интересным делом. Однако потребительская кооперация, которая берет на себя серьезную социальную миссию – борьбу с бедностью, не пасует перед этими трудностями. Ведь, как известно, под лежачий камень вода не течет…

12 февр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1507 от 12 февр. 2004

В селах, изнывающих от безденежья, торговать нынче трудно.  Как трудно и многое другое: организовать бытовые услуги, открыть какое-то производство, увлечь селян интересным делом. Однако потребительская кооперация, которая берет на себя серьезную социальную миссию – борьбу с бедностью, не пасует перед этими трудностями. Ведь, как известно, под лежачий камень вода не течет…

- Иного способа, как дать возможность населению дополнительного заработка, по большом счету в борьбе с бедностью нет, - говорит председатель совета крайпотребсоюза Евгений Генюк. -  Прежде всего именно на это направлено развитие в сельской местности нетрадиционных для нас видов деятельности: оказание бытовых услуг, организация малых производств, закупка изделий народного промысла и в конечном счете - создание новых рабочих мест. К сожалению, не все наши руководители понимают значимость социальной миссии, ссылаясь на недостаток средств, убыточность оказываемых услуг, пытаясь найти другие причины. Согласиться с этим никак нельзя, так как образовавшаяся на селе ниша после распада муниципальных предприятий бытового обслуживания в основном остается незанятой, хотя сами услуги востребованы населением. На нынешний год мы установили довольно напряженное задание по платным услугам, но оно реально для выполнения.

Кооперативным организациям удалось уже сделать немало. По ремонту и пошиву обуви и одежды открыто 49 пунктов,  по раскрою тканей - 33, фотоуслуг – 35, парикмахерских – 41, прокату - 23, ритуальных услуг – 57, ремонту бытовой аппаратуры – 2, заточке инструментов – 6, техническому обслуживанию автотранспорта – 8, ремонту часов – 4. В магазине с расширением его функций неизмеримо возрастает и роль продавца. Он становится одновременно товароведом и заготовителем,  сам учится пользоваться зернодробилкой и сепаратором, прежде чем дать их селянам в прокат, берет на себя миссию рекламного агента, чтобы покупатели не проходили мимо. Можно добавить сюда еще и другие характеристики, которые так необходимы сегодня торговому работнику: дипломат, психолог, организатор. По большому счету магазин – будь то универмаг или маленькая сельская торговая точка - становится центром кооперативного участка, куда люди приходят поделиться новостями, пообщаться. Поэтому к месту здесь и чайный столик, и библиотечка. Больше полусотни как тех, так и других организовано уже по системе в приморских селах.

Многие магазины осуществляют прием заказов на строительные, сложнотехнические товары, мебель, престарелым пайщикам покупки завозят на дом. Бывает, что и лекарства по заявкам доставляют. А вот работницы магазина № 24 Буденновского потребобщества, что в селе Новицком, и вовсе взяли шефство над семьей Павловых - пайщиками с многолетним стажем. Сейчас супруги оба инвалиды и нуждаются в помощи. За счет кооперативных средств им приобретаются лекарства, оплачиваются коммунальные услуги, доставляются продукты питания. 

- А мы рецепты по засолке огурцов и приготовлению обедов предлагаем нашим покупателям, - рассказала заведующая  магазином № 18 в селе Курском Лесозаводского района Галина Ильюк. – Принимаем заявки на доставку комбикормов, отрубей, подвозим их прямо к домам.

Надо сказать, что заготовительная деятельность занимает особое место среди задач потребкооперации, и она одна из самых сложных из-за проблем со сбытом. Тем не менее «пласт» надо поднимать, чтобы увеличивать доходы потребительского общества, каждого конкретного магазина, а также способствовать дополнительному заработку сельских жителей. Неплохо строят эту работу Лесозаводское, Спасское, Уссурийское, Лазовское потребобщества, которые находят рынок сбыта для картофеля, овощей, да и другой продукции. Так, ежегодно в Уссурийском райпо самостоятельно реализуют плодоовощные консервы в пределах 300 туб. Лесозаводское райпо и то же Уссурийское закупают и сбывают картофеля более 200 тонн.

Но вернемся к рассказу Галины Ильюк:

- Прием молока у населения ведем трижды в неделю, закупаем его по 6 рублей 50 копеек за литр и принимаем до 5 тонн в месяц. Его берет для переработки ОАО «Горизонт», а мы там заказываем себе в магазин ряженку, йогурты, сметану, сливочное масло. Молокосдатчики могут взять эту продукцию напрямую, без торговой наценки, а другие покупатели уже с 20-процентной надбавкой. Закупили у населения также 10 тонн картофеля, принимаем яйца, которые у себя же в магазине и реализуем. Село у нас проездное, вокруг дачные усадьбы, так что горожане с удовольствием заглядывают к нам. А пенсионеры и сдатчики могут взять продукты в долг. Кто им еще поможет?

В целом системой крайпотребсоюза  за минувший год закуплено 477 тонн мяса, 1215 тонн молока, 2512 тысяч штук яиц, 1326 тонн картофеля, 1305 тонн овощей, 160 тонн папоротника, 19 тонн меда. Не так уж мало, но резервы тут еще огромные, особенно по закупке мяса и яиц, которые в общем объеме закупок пока что не превышают 20 процентов. И это наглядно подтверждают введенные с прошлого года книги учета подворий. Председатель совета крайпотребсоюза Евгений Генюк объяснил, что такие книги помогают составить реальное представление о ресурсах сельскохозяйственной продукции, выращенной на огородах. Продавец, заведующий магазином опрашивают жителей села, учитывают поголовье скота, птицы, количество выращенного урожая, а также объемы продукции, предлагаемой к сдаче. Так вся картина  получается перед глазами, если, конечно, книги учета ведутся неформально. Такие примеры, увы, тоже есть, но все больше торговых работников понимают пользу от новшества.

Одним из основных источников формирования ассортимента для розницы в системе крайпотребсоюза является собственное производство. Одного только хлеба и хлебобулочных изделий за прошлый год выработано 7,8 тысячи тонн, кондитерских изделий произведено 407 тонн, молочной продукции – 950 тонн, копченой рыбы отправлено в торговую сеть 94 тонны.  Предприятия крайпотребсоюза в лидерах по выпуску овощной консервированной продукции – на их долю приходится 70 процентов краевого объема производства этого вида продукции. Кроме того, выпускаются свои безалкогольные напитки, пиво.

Меняется облик кооперативных магазинов на селе, хотя, к сожалению, еще медленно, они переходят на удобный для покупателей режим работы, лучшие из них оснащаются современным торговым оборудованием, расширяют спектр предоставляемых услуг, повышают их качество. И изменение роли продавца в кооперативной торговой точке – это ведь тоже не дань моде. Отдавая приоритет социальной направленности, потребительская кооперация находит новые подходы к сельскому человеку, его повседневным запросам и нуждам. За последние 15 лет на селе рухнул старый уклад, лишив живущих здесь точки опоры. Появится ли она вновь, не обезлюдеют ли окончательно некогда благодатные места? Работники потребительской кооперации отдают себе отчет, что от их усилий это тоже зависит.

Деятельность организаций и предприятий крайпотребсоюза осуществляется сегодня на территории Приморья через 260 магазинов, 19 предприятий общественного питания, 16 хлебозаводов и хлебопекарен, 74 приемозаготовительных пункта, 16 производственных цехов по выпуску кондитерских изделий, 7 – по производству плодоовощных консервов, 7 – копчению рыбы, 8 – выпуску макаронных изделий и других.

Автор: Отдел спецпроектов, Елена ПОЛЕНОК, специально для "В", Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"