Елена Камбурова: Постоянство в любви – не самый большой грех
Певица, способная в одной песне предстать в пяти, десяти образах, мгновенно перевоплощаясь, окрашивая сюжет каждой песни своим неповторимым голосом, сравнима с виолончелью виртуоза или божественным органом. Однажды завоеванная ею публика остается верна ей вот уже на протяжении 40 лет. Не изменяет своему творчеству и сама певица.
Певица, способная в одной песне предстать в пяти, десяти образах, мгновенно перевоплощаясь, окрашивая сюжет каждой песни своим неповторимым голосом, сравнима с виолончелью виртуоза или божественным органом. Однажды завоеванная ею публика остается верна ей вот уже на протяжении 40 лет. Не изменяет своему творчеству и сама певица.
- Елена Антоновна, вы дарите нам песни на стихи только признанных поэтов. Неужели так и не родился современный гений, который бы привлек ваше внимание?
- Постоянство в любви – не самый большой грех. Из современных авторов в моей программе появилась поэзия Ирины Бокушевской. Не исключено, что какие-то открытия впереди…...
- Трудно ли вам дается ваше постоянство?
- Мне это совершенно не трудно, ведь я ученик своих песен. В них столько мудрости, что было бы нелепым, «обучаясь в такой школе», не научиться противостоять пошлости, грубости и агрессии, которые сегодня сгущают свои краски. Тем крепче я держусь за создаваемый мною мир, который действительно соткан из вечных понятий. И он прекрасен.
- Когда-то вы утверждали, что своими учителями считаете тех, кто даже не подозревает об этом, – французских шансонье. Вам доводилось встречаться с кем-нибудь из них или все ограничилось прогулкой по Парижу?
- Именно – прогулкой по Парижу...… Я дважды была в этом особенном для меня городе, с которым у меня существует связь на генном уровне. Здесь долгое время процветала песня особенного плана. Сегодня она не имеет во Франции такого звучания, как 20 лет назад. Но всегда остается надежда, что прекрасное – вечно. Как знак этого – возникшие из небытия неизвестные записи песен Жака Брелля. Он был так строг к себе, что не позволял тиражировать не самые удачные свои творения. Первый же спектакль моего «Театра музыки и поэзии» назывался «Здравствуйте, Жак Брелль!». Зрители прекрасно принимали его. Им не мешало, что практически все песни исполнялись на французском языке.
- Вы поете на пяти языках. А сколькими владеете на уровне разговорного?
- Неплохо говорю и пою на польском языке, меня понимают, когда говорю на английском, похуже – на французском. Но чтобы песни на греческом, французском и иврите не выглядели карикатурно, со мной работают хорошие педагоги.
- Ваш театр, переживший затяжной ремонт, уже распахнул двери своему зрителю?
- Практически функционирует половина помещений, но мы не стали дожидаться официального завершения ремонта. На малой сцене работаем две замечательных спектакля: один о творчестве Шумана и Шуберта, который мы назвали «Шумберт», и второй - «Капли Датского короля» - посвящен творчеству Окуджавы. Недавняя премьера по произведениям Юлия Кима «Семь тетрадей учителя русской словесности».
- О ком-то из ваших актеров вы можете сказать – мои ученики?
- Безусловно, это Лена Фролова. Сейчас ее творчеством заинтересовались во Франции, вышло несколько ее дисков. Андрей Крамаренко, Александр Лущий...… Вообще, мне жаль, что наш театр пока не готов к гастролям по стране. А у нас есть постановки не хуже виктюковских. Все дело в организации, в финансах, или, как теперь говорят, в раскрутке. Мои «раскручиваются» сами.
- Какое пространство вашего театра вы окрестили заповедником?
- Правильно! Заповедник – именно так мы называем место, где обитают и актеры нашего театра, и его поклонники. Здесь с первого шага окружают тепло, проникновенное отношение к музыке и поэтической строке, к русскому языку, друг к другу.
- Во всем ли состоялась певица Елена Камбурова?
- Глядя на многое в своей жизни, я развожу руками. Ну не смогла я!.. Хотя это отговорка. Слишком часто возникали разного рода препятствия. Не случилось очень многое. Позволю себе говорить только о творчестве. Не состоялась телевизионная версия цикла песен, которые этого заслуживали. Не воплотились в жизнь несколько спектаклей. Были попытки создания фильма «Мой театр», который не стал событием. Значит, судьба моя такая.
- Вы никогда не пытались ей противостоять?
- Просто на это не было времени. А себя менять – надо ли? До сих пор волнуюсь перед выходом на сцену. Заново переживаю каждую песню. Меня переполняет чувство ответственности перед авторами, перед всеми поколениями интеллигенции, жизнь которых была направлена на то, чтобы мир стал добрее и светлее. Но мир во многом не услышал их. Все эти мои мысли сосредоточены в песне. Это наполняет мою жизнь значимостью. Я не в обиде на свою судьбу.
- Возможности вашего вокала уникальны. Как вы сохраняете голос?
- Первую часть моей жизни я никак своим голосом не занималась. Напротив, специалисты не решались нарушить данное природой. А в последнее время изредка беру уроки вокала, чтобы продлить «жизнь» голоса.
- Елена Антоновна, за вами закрепилась слава покровительницы животных. Эта любовь не заключается лишь в том, что дома проживает кот-любимец?
- Кот, конечно, имеется (смеется). Но буквально накануне приезда во Владивосток я закончила собирать подписи под письмом президенту по поводу закона о защите животных. В «Новой газете» вышло это письмо с внушительным списком звездных фамилий подписавшихся. У публикации был хороший резонанс. Я думаю, что на нарушение прав животных надо реагировать так же энергично, как и на нарушение прав человека. Нам не должно быть тесно на этой планете. На этом строится воспитание. «Благослови детей и зверей!». Животные бессловесны и беззащитны в отличие от нас, людей. Я понимаю, что это почти безрассудство – пытаться возглавить движение в защиту прав…... Но это искренний порыв души.
- У вас остается время на свои личные радости, увлечения, просто немного полентяйничать с книжкой на диване?
- О! Это мечта: я сижу на диване под торшером и читаю книжку. И даже телефон молчит. Но одно событие следует за другим, и мечта остается неосуществленной. А книги читаются урывками.
- Что вы вкладываете в понятия «возвышенное» и «земное»?
- Я никогда не взялась бы осуждать того, кто проживает жизнь в бытовых хлопотах по старой доброй схеме брак – дети – производство - тихая старость. Я выбрала другой путь. Он словно поднял меня над этим милым, но далеким для меня образом жизни. Это не значит, что для меня не существует таких понятий, как кухня, кастрюля. Но это существует как бы вне меня. Высшее духовное начало увлекает таких людей в несколько другое измерение. И сломать эту тягу, этот порыв была не в состоянии даже такая страшная машина, как ГУЛАГ.
- На ваших концертах всегда аншлаг. И это несмотря на то, что вас не видно на телеэкране.
- Я получаю предложения поучаствовать в разных ТВ-проектах. Неудачной для меня стала попытка поработать с каналом «Культура». Я осталась недовольна результатом. Полагаю, что зрители ничего не потеряют, не увидев этой программы. Приглашают меня и в «Песню года», и в «Рождественские встречи». Недавно пригласили поучаствовать в «Большой стирке». Простите, но мне это или неинтересно, или я не вписываюсь в новый формат. Тенденции сегодняшней эстрады повергают меня в уныние…...
- Как скоро выйдет в свет ваш новый альбом, над записью которого вы работали в Америке?
- Для меня не существует понятий «новая» или «старая» песня. В альбомы, как правило, входят песни особенно дорогие, удачные. Вот все лето потратила на запись очередного альбома. Послушала и поняла – не то! Это в молодости я выходила на сцену в сборном концерте поэтов, бардов и могла спеть подряд три минорные песни, не задумываясь над темпоритмом, над динамикой, эмоцией движения. Сегодня я грамотный режиссер своих концертов. А еще я чувствую себя сторожем. Да-да, сторожем заповедного леса, в котором живут высокая поэзия, прекрасная музыка. И не дай бог залететь туда птичке по имени «попса». А тот, кто подкармливает эту птичку, на самом деле – «вооружен и очень опасен».
Досье «В»
Елена Антоновна Камбурова родилась в г. Новокузнецке в семье потомственных интеллигентов (отец Елены – инженер, мать – врач). В юности мечтала стать драматической актрисой. Но, боясь испытывать судьбу, поступила в Киевский институт легкой промышленности. Через два года бросила его и поехала в Москву поступать в Щукинское театральное училище. Яркую индивидуальность абитуриентки сразу же заметили ведущие педагоги училища, но комиссия не приняла во внимание их мнение. Год Елена проработала на московских новостройках, после чего успешно поступила на эстрадное отделение Государственного циркового училища. Позднее окончила театральный институт – отделение эстрадной режиссуры.
Сегодня народная артистка России Елена Камбурова неповторима как исполнительница особого песенного жанра. Баллады, притчи, городские романсы, гротескные арии, шансон – не предел уникальных вокальных данных певицы, ее тонкого вкуса, высокой духовности.
Автор: Татьяна БАТОВА (фото автора), «Владивосток»