Неизвестная война
Русско-японская война 1904-1905 годов и сегодня, век спустя, остается полной загадок и недосказанностей. Многие события и факты той поры долгие годы подавались исключительно в героико-патриотической окраске. Поэтому, вероятно, в последнее время стало считаться хорошим тоном выставить все произошедшее в черном свете, ссылаясь в первую очередь на японское официальное «Описание военных действий на море в 37-38 годах Мейдзи» (в Японии летосчисление велось по годам правления императоров).
Русско-японская война 1904-1905 годов и сегодня, век спустя, остается полной загадок и недосказанностей. Многие события и факты той поры долгие годы подавались исключительно в героико-патриотической окраске. Поэтому, вероятно, в последнее время стало считаться хорошим тоном выставить все произошедшее в черном свете, ссылаясь в первую очередь на японское официальное «Описание военных действий на море в 37-38 годах Мейдзи» (в Японии летосчисление велось по годам правления императоров).
Да, самодержавная большая Россия бездарно, с позором проиграла ту войну маленькой Японии, военный потенциал которой, правда, тогда уже практически не уступал на море российскому.
Но истина, как известно, находится посередине. И сегодня, в день памяти крейсера 1-го ранга «Варяг», который некоторые ретивые историки отныне обвиняют даже в том, что ни один из выпущенных им 1105 снарядов за часовой бой не достиг цели (разве что «Варяг» снес кормовую рубку на крейсере «Асама»), мы не можем промолчать. Отнюдь не для того только, чтобы обелить честь мундира – хотя 45 погибших варяжцев, включая умерших уже в госпитале в Чемульпо, и около 70 раненых - этого, безусловно, достойны. Вечная им память!
Делается это, чтобы не впасть в другую крайность. На этот раз речь пойдет лишь об одном из «белых пятен», которое осталось не стертым до сих пор, – об уроне, понесенном кораблями контр-адмирала Уриу от огня «Варяга» и «Корейца».
27 января (9 февраля по нов. стилю)
1904 г. командир японской эскадры контр-адмирал Уриу привел к корейскому порту Чемульпо крейсеры «Асама», «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Акаси», «Чиода», «Чихая», семь миноносцев и три транспорта. Он предъявил командиру русского морского отряда, состоящего из крейсера «Варяг», канонерской лодки «Кореец» и транспорта «Сунгари», капитану 1-го ранга В. Ф. Рудневу ультимативное требование - выйти в море к японской эскадре до полудня, иначе русских атакуют на месте стоянки в порту.
Русские моряки еще за день до ультиматума и блокады Чемульпо наблюдали высадку японского десанта с транспортов, фактически означавшую начало войны России и Японии, но не могли уйти. Им приказано было вывезти посла Павлова из Сеула на транспорте «Сунгари».
В 11.20 утра «Варяг» и «Кореец» снялись с рейда, в 11.45 японский крейсер «Асама» сделал первый выстрел, в 12.45 бой закончился.
Вот как пишет о тех событиях большой знаток русско-японской войны Виктор Катаев: «Уриу всячески отрицал любые сведения о повреждениях своих судов. В частности, в донесении от 10 февраля 1904 года он расценил бой как незначительный инцидент: «После боя, длившегося 35 минут, они (русские. - Прим. авт.) повернули в Чемульпо... …мы не понесли урона ни людьми, ни судами». Однако в опубликованном после войны «Описании» этому сражению посвящена довольно обширная статья, согласно которой продолжительность боя была 55 минут – практически час (!).
При этом командир «Варяга» капитан
1-го ранга В. Руднев сообщал, что итальянские офицеры, наблюдавшие за ходом сражения, и команда английского парового катера, возвращавшегося от японской эскадры, утверждали, что на крейсере «Асама» был виден большой пожар и сбит кормовой мостик, а на другом крейсере между двух труб наблюдался большой взрыв и что потоплен один миноносец. Это впоследствии подтвердилось.
«Когда был замечен взрыв около кормовой башни крейсера «Асама», - сказано в рапорте командира «Корейца» капитана
2-го ранга Г. Беляева, - команда приветствовала его громким «Ура!»…
Кроме того, был замечен взрыв и на четвертом, по порядку строя, японском крейсере». Стоит ли подвергать сомнению свидетельства опытных русских и иностранных морских офицеров, безоговорочно доверяя только японским источникам?
А теперь давайте попробуем проследить за действиями Уриу после боя. Он сосредоточил эскадру за островом Иодольми. О состоянии кораблей авторы «Описания» умалчивают, но …«Асама» вновь упоминается только при рассказе о бомбардировке Порт-Артура японским флотом, происшедшей месяц спустя. Вполне вероятно, что в течение всего этого времени «Асама» ремонтировался, устраняя повреждения, нанесенные «Варягом»…...
...На следующий день после боя испортилась погода, и Уриу отправил миноносцы в укрытие, оставив на рейде «Чихая», а «Чиоду» - на разведку в Чемульпо. Крейсер «Ниитака» и миноносец «Цубами» он спешно послал в японский порт Сасебо, куда отбыл после разведки и «Чиода».
Тем же временем Уриу попросил помощи, и вскоре к его отряду присоединились еще два корабля - «Осима» и «Акаси». Но позвольте, с какой стати Уриу, отряд которого «не понес урона ни людьми, ни судами», столь спешно отправил в Сасебо 3 боевых корабля да еще запросил помощи?
Не менее любопытен и тот факт, что двухтрубный (!) крейсер «Акаси» исчезает со страниц «Описания» до 1905 года, а его место в эскадре занимает крейсер «Цусима».
Не на «Акаси» ли был тот взрыв, который заметили итальянские и английские моряки, а команды «Варяга» и «Корейца» встретили громким «ура!»?
Кстати сказать, в иностранных источниках есть сведения, что один из японских крейсеров, направлявшихся после боя из Чемульпо в Сасебо, затонул при переходе.
Если об уроне, понесенном японскими крейсерами, можно судить даже по скудным данным «Описания», то история с потопленным миноносцем выглядит еще более запутанно. Известно, что в бою участвовали 7 миноносцев кроме находившегося в дозоре «Касасаги». Если верить «Описанию», непосредственный огневой контакт с «Варягом» имели 3 миноносца 14-го отряда, а 4 миноносца 9-го отряда перед боем были отправлены Уриу за углем и пресной водой. Право, сомнительно, чтобы японский адмирал заведомо пошел перед сражением на ослабление своих сил…...
Не ясно также, где же все-таки японские миноносцы находились при перестрелке. В «Описании» сказано, что 14-й отряд держался на траверзе крейсеров «Нанива» и «Ниитака», вблизи от русских кораблей. Но на схеме, помещенной в этом издании, они показаны со стороны нестреляющих бортов «Акаси» и «Такачихо». По русским же данным, все 7 миноносцев держались на траверзе этих крейсеров, в зоне падения русских снарядов.
В этом случае один из японских миноносцев мог попасть под шестидюймовый снаряд с «Варяга».
Таким образом, анализ действий адмирала Уриу после боя 9 февраля 1904 года позволяет сделать вывод, что огнем «Варяга» и «Корейца» были серьезно повреждены броненосный крейсер «Асама», крейсеры «Акаси» (вышел из строя по меньшей мере на год), «Чиода» и «Ниитака» (все спешно ушли в Сасебо), подбит, а скорее всего потоплен один миноносец.
И еще, если говорить о стрельбе «Варяга». Известно, что в первую минуту шестидюймовка Кане может сделать 5-7 выстрелов. В дальнейшем, сильно разогреваясь от семи ведер пороха, она в состоянии дать 2-3 залпа – не больше. Иначе заклинит затвор. Если учесть количество выпущенных снарядов – 1105, из них 425 главного калибра, - русские вели бой на грани возможностей: орудийных и человеческих …
Автор благодарит за помощь в подготовке материала краеведа Владимира Левченко
ЛЕТОПИСЬ ВОЙНЫ С ЯПОНИЕЙ
6 февраля 1904 г. (все даты даются по нов. ст. – Прим. ред.) Япония разрывает дипломатические отношения с Россией. В Токио отдан приказ о мобилизации. Флот вице-адмирала Того выходит к Порт-Артуру. Владивосток на пароходе «Афридис» покинули 2270 японцев. 7 февраля. Во Владивостоке объявлено военное положение. Из Хабаровска, Имана, Гродеково сюда прибывают переполненные поезда с японскими гражданами, которые собираются отбыть на родину. 8 февраля. Японские миноносцы торпедировали канонерскую лодку «Кореец», следовавшую с дипломатической почтой. Японский десант высадился в Корее. Японские миноносцы в ночь с 8 на 9 февраля атаковали Порт-Артурскую эскадру. Это было начало русско-японской войны, которая продолжалась до 5 сентября 1905 г. 9 февраля. Владивостокский отряд крейсеров получил в ночь приказ – начать военные действия и выступил в боевой поход. Артиллерийская дуэль японской и Порт-Артурской эскадры. Вступление в бой «Варяга» и «Корейца». Япония огласила манифест об объявлении войны России. 10 февраля. Войска Приамурского военного округа были переведены на военное положение. Начата мобилизация чинов запаса. Наместнику его величества на Дальнем Востоке Е. И. Алексееву предоставлены права главнокомандующего морскими и сухопутными силами. Войска, расположенные в Южной Маньчжурии, наименованы Маньчжурской армией. Во временное командование армией вступил генерал-лейтенант Н.П. Линевич. 11 февраля. Гибель транспорта «Енисей». Подорвался на мине крейсер «Боярин». Владивостокский отряд крейсеров задержал с грузом риса пароход «Наканоу-мару». 43 человека подняли на борт, пароход расстреляли и затопили. 12 февраля. Весь день шла спешная эвакуация японских граждан. Их размещали на огромном океанском пароходе «Батавия». 13 февраля. Комендант крепости Владивосток обратился к жителям с просьбой оставаться в городе, объявил о подготовке для эвакуации жилья в Никольском и его окрестностях. Был отдан приказ о мобилизации офицеров - слушателей Восточного института. Во время шторма затонул подорвавшийся на мине 11 февраля крейсер «Боярин». 14 февраля. Вице-адмирал С. О. Макаров назначен командующим морскими силами с правами командующего флотом. Доктор Тончинский открыл во Владивостоке курсы сестер милосердия. Началось формирование разведывательного конного отряда. Из похода вернулся крейсерский отряд. В Успенском кафедральном соборе зачитан царский манифест и отслужен торжественный молебен по убиенным. 15 февраля. Владивосток вслед за мирными гражданами начали покидать местный окружной суд, адвокатские конторы. В первых семи классах мужской гимназии прекращены занятия. 16 февраля. Владивостокский крейсерский отряд готовится к боевому походу: идет погрузка угля, мелкий ремонт. 17 февраля. С. О. Макаров покинул Петербург, поездом отправился в Порт-Артур. На имя военного губернатора Приморья пришла телеграмма от императора Николая II с благодарностью за выказанную готовность области к военным действиям. 18 февраля. В Успенском кафедральном соборе прошла панихида по погибшему на минном транспорте «Енисей» младшему штурману мичману Б. А. Хрущеву. 20 февраля. Генерал-адъютант, генерал от инфантерии Куропаткин назначен командующим Маньчжурской армией с отчислением от должности военного министра. 21 февраля. Значительный спад отъезжающей из Владивостока публики. Жизнь в городе постепенно приходит в норму. 22 февраля. Отдельные части пехотной дивизии I армии генерала Куроки завершили высадку в Чемульпо, начатую 26 января 1904 г.Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток»