О смысле жизни и вьетнамских лепешках

Не каждый день Владивосток посещают министры, поэтому некоторый переполох в управлении культуры администрации края был вполне оправдан. Как и плотный график перемещения министра культуры Михаила Швыдкого по городу нашенскому, с которым с утра ознакомили корреспондента «В».

30 янв. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1500 от 30 янв. 2004

Не каждый день Владивосток посещают министры, поэтому некоторый переполох в управлении культуры администрации края был вполне оправдан. Как и плотный график перемещения министра культуры Михаила Швыдкого по городу нашенскому, с которым с утра ознакомили корреспондента «В».

В среднем 40 минут на осмотр объекта, час – на беседу с культурной общественностью. Журналистам тоже был выделен час, в течение которого никто почему-то не поинтересовался дальнейшей судьбой знаменитой Балдинской коллекции и вообще проблемой реституции в России, перспективами приватизации памятников культуры в России и прочими «острыми» вещами.

А потому Михаил Ефимович все больше говорил о глобальном. И лишь в беседе с корр. «В» коснулся некоторых частностей.

- Михаил Ефимович, в своем эссе «Лицеисты советских времен» известный физик Владимир Фридкин вспоминает своих одноклассников, которые стали известными фигурами в разных областях, но остались верными школьным привязанностям. Вы окончили одну из московских школ, часто ли видитесь с одноклассниками и есть ли среди них знаменитости?

- Фотография выпускников нашего 11-го класса 195-й школы Москвы висит у меня дома на видном месте… Среди них только одна знаменитость – актер Игорь Костолевский. С ним я встречаюсь каждый день, потому что мы дружим со школьных лет. С другими встречаюсь довольно редко, так же как и со своими студенческими друзьями-однокурсниками. Причина банальна – времени мало…

Я больше дружу со своими преподавателями по институту, с которыми мы очень быстро нашли общий язык, потому что они были очень молоды. Алексей Бартошевич, один из самых крупных специалистов в России по Шекспиру, Витас Селютас - специалист по испанской литературе. Мы познакомились в 1965-66 годах, они были аспиранты, а я студент-первокурсник. С тех пор мы общаемся. Еще один близкий друг из юности - Борис Любимов, сегодня директор Бахрушинского музея. Я и сейчас могу позвонить и сказать: «Старик, нам надо увидеться и выпить по рюмке».

- А рюмку какую предпочитаете?

- Всякую… Но вообще я водочник. И закуску люблю самую примитивную – кусок сала или капустку квашеную. Это все, слава богу, не надо готовить. 

- Сейчас театроведение перестало быть вашей профессией, вы продолжаете бывать в театре уже не по долгу службы?

- Редко, каюсь… Больше двух десятков лет я смотрел по 8 спектаклей в неделю, насмотрелся... Сейчас чаще бываю в консерватории. Можно 20 минут послушать живую музыку из директорской ложи и тихонько уйти…

- Два сына – это серьезно… Вы вычислили основополагающие принципы отцовства?

- Я могу сказать только одно: на них не надо кричать никогда, им надо уделять много времени (чего я не делал) и с ними надо всегда разговаривать на равных. Мы очень дружим с сыновьями. Старшему 30 - он окончил экономический факультет ГИТИСа, но пишет в последнее время сценарии для рекламы, а сейчас собирается снимать фильм. Младший окончил МГИМО. 23 года, он юрист по международному торговому праву, но работает в последнее время тоже в рекламе - директор съемочной группы.

- Сыновья живут вместе с вами?

- Да. Мы строили загородный дом 5 лет. И наконец его построили, он не бог весть какой - не слишком большой, не шикарный, но нам удобно там жить, потому что все наконец в нем помещаемся. Жена, ее мама, моя мама, дети…

- Вы со всеми домочадцами находите общий язык?

- Я просто очень мало бываю дома. Ухожу на работу в 7.30 и возвращаюсь за полночь. А иногда вообще к утру, если у меня съемки.

- Вас можно причислить к любителям животных?

- Сегодня в нашем доме живет только кот Леня. Пес, колли, очень хорошая и умная собака, умер. С тех пор мы решили не заводить больше собак, очень болезненно пережили его смерть. В свое время он появился, потому что я считал, хорошо иметь собаку для детей -воспитывать человеческие качества. Но этот пес нас всех воспитал… Колли же все на самом деле няньки-загонщики овец. Наша собака заставляла нас общаться друг с другом…

- Михаил Ефимович, вы часто бываете в храме для себя?

- Нет. Я человек неверующий. Всю жизнь занимался английским XVII веком, где вера, мягко говоря, ставится под большие сомнения. Я где-то завидую людям, которые верят. У меня жена православная, дети крещеные, потому что жена так хотела. Но я справляюсь без веры с этой жизнью.. А постулаты вечные. Ну что рассуждать… Вы знаете, это врут все, когда говорят, что мы разучились различать добро и зло, черное и белое… Это говорят люди, которые не хотят различать. На самом деле 10 заповедей выработаны опытом человечества, они распространяются на людей, которые не принадлежат к той или иной конфессиональной среде. Человеческий опыт подсказывает, что добро правит лучше, чем зло.

- Вы равнодушны к материальным благам?

- Достаточно спокоен. Вы знаете, я никогда не жил с родителями по разным причинам, жил с бабушкой. И поэтому мое детство и студенчество были достаточно скудными. Потом мы с женой пережили начало 1990-х, когда моя жена – актриса - работала бухгалтером, а я водил машину. У нас были маленькие дети, мы зарабатывали разными способами…

У меня очень непритязательные потребности. Просто когда ты начинаешь работать на телевидении и становишься очень публичным, надо соблюдать определенный имидж. Я мог ходить раньше в мятом пиджаке и рубашке с обтрепанным воротничком, и меня это совершенно не волновало. Сейчас вроде бы как неприлично. Хотя я и сейчас люблю старые рубашки и рваные пиджаки.

- А зачем вы устраиваете «Культурную революцию» на ТВ? Не опасаетесь навечно прослыть шоуменом?

- Во-первых, это заработок. И это остается немаловажным, я не могу содержать на свою даже и министерскую зарплату все семейство. Недавно у меня умер отец - его болезнь забирала все, что я зарабатывал на телевидении.

Во-вторых, это абсолютно другая самореализация, чем министерская. Я считаю, что это лучший пиаровский проект для министерства культуры.

- Вы все же употребили это слово – «проект» в отношении культуры...

- Поймите, у меня не было никаких ресурсов, когда я стал министром. Я человек посторонний в политике и бюрократических механизмах. Мне надо было придумать что-то, чтобы меня признали.

- А дома как вы утверждаете свой авторитет? Вы глава семьи?

- Дома мое дело обеспечить семью. Остальное жена все решает. Так проще. Я человек абсолютно неконфликтный, просто ненавижу конфликты в семье.

- Вы отмечаете семейные даты, несмотря на приличный стаж супружеской жизни?

- Конечно. Романтический период жив в памяти.

Я могу сказать, что моей жене было 16, а мне 19, когда мы познакомились. Это был 1968 год. И до сих пор в Москве сохранились те места, где мы в юности совершали прогулки. Дом, где я жил, снесен, к сожалению, но многое осталось.

- Вы получасом ранее сказали: жизнь является смыслом, когда наступает кризис всех остальных смыслов. Вы ностальгируете по прошлому?

- Нет, я его очень люблю. Потому что прошлое – это единственное, что у нас нельзя отнять. Это главная ценность нашей жизни. Нельзя переписать ничего - и тем не менее. Я никогда не скажу, что хотел бы снова быть молодым. Ценность молодости не абсолютна. Для меня вообще нет абсолютных истин. Я высоко ценю только две вещи - сострадание и самоиронию…

- О Владивостоке несведущие москвичи рассказывают всякие байки, но вы уже были здесь однажды. Какой эпизод запомнился вам?

- Мы действительно приезжали сюда большой компанией замечательных людей. Анатолий Смелянский, тогда известный критик и завлит МХАТа (сейчас он ректор школы-студии МХАТ), Георгий Полонский, писатель, драматург, сценарист (написал «Доживем до понедельника»), Рустам Ибрагимбеков. Мы приезжали на семинар по линии Всероссийского театрального общества. Тогда главным режиссером театра им. Горького был Ефим Табачников, которого я знал по Москве, Питеру, Горькому. Многое из того, что существует сегодня в вашем театре, заложено этим замечательным и талантливым режиссером… Так вот, в тот день, когда мы прилетели сюда, началась война между Китаем и Вьетнамом. Абсолютно диковинное для нас мероприятие. Но мы были потрясены не им, а тем, что маленькие сухие вьетнамские лепешечки, которые кладешь на сковородку в кипящее растительное масло, делаются большими и хрустящими. Мы были потрясены и привезли тогда в Москву целую охапку этих лепешек…

А город ваш удивительно красивый и очень перспективный. Думаю, что будущее Владивостока лучше, чем прошлое.

ДОСЬЕ «В»

Михаил Швыдкой. Родился в г. Кант (Киргизия) в 1948 году. В 1971 году окончил Государственный институт театрального искусства им. Луначарского по специальности «театроведение».

1973 - 1991 - работал в журнале «Театр». 1991 - генеральный директор редакционно-издательского комплекса «Культура» Минкульта. 1993 - замминистра культуры РФ.1997 - главный редактор телеканала «Культура».1998 - председатель ВГТРК.2000 - министр культуры России.

Женат, имеет двоих сыновей.

Автор: Ольга ЗОТОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»