Я ее ненавижу

Миниатюрной, похожей на хорошенького мальчишку Наде уже 17 лет, девять из них она живет в Анучинском детском доме. Как и ее сестры - Наташа и Настя, и брат Женя. Настенька другой жизни вовсе не знает – ей было несколько месяцев, когда попала малышка сначала в Дом ребенка, а потом сюда, поближе к родным людям.

30 янв. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1500 от 30 янв. 2004

Миниатюрной, похожей на хорошенького мальчишку Наде уже 17 лет, девять из них она живет в Анучинском детском доме. Как и ее сестры - Наташа и Настя, и брат Женя. Настенька другой жизни вовсе не знает – ей было несколько месяцев, когда попала малышка сначала в Дом ребенка, а потом сюда, поближе к родным людям.

Воспитанников государственных учреждений расспрашивать о прошлом нельзя – это страшно и больно, это очередное потрясение для неокрепшей психики. Но Надя достаточно взрослая – сжав губы в тоненькую полоску, чуть опустив глаза, она все же рассказывает. Для тех, кто считает свою жизнь конченой, кто избегает детского дома, кто думает, что проживет и выбьется в люди самостоятельно.

Она помнит больше, чем ее сестры и брат. В тот страшный день, вернувшись из больницы, как говорит Надя, «повешался отец». И сразу все пошло прахом. Оказавшись слабовольной, не уверенной в себе женщиной, запила мать, а это значит – рухнул налаженный быт. Одна за другой из дому начали исчезать вещи, голодными глазами в недоумении смотрели малыши на ту, кого совсем недавно называли мамочкой. Судьбу малышей взяла в свои крошечные ручки первоклассница Надюша. Она успела чему-то научиться в той своей «прошлой» жизни: вспоминая мамины уроки, варила картошку, размешивала остатки найденной на кухне муки с солью и водой и на не смазанной маслом сковороде пекла лепешки. «Малышам они очень нравились», - вспоминает сейчас девушка.

Их забрали сначала в больницу: Надю – из школы, остальных – из дома. Так они попали на государственное обеспечение. Мать же оказалась в тюрьме, писала щемящие душу письма, обещала полный короб счастья в будущем. Однако после отсидки приехала к детям лишь раз. И пропала. А они продолжали ее любить и ждать. Потому и поехали в родной дом – навестить, обнять, сказать нежные слова. Тот визит все изменил. Теперь Надя говорит: «Это даже не обида на нее. Нет. Я ее просто ненавижу».

«В жизни все зависит от человека, - продолжает девушка. – Таким, как мы, нужно себя перебороть, чтобы не стать похожими на родителей. Нужно поставить перед собой цель и идти к ней». – «У тебя цель есть?». – «Да. Я хочу, чтобы мои будущие дети не испытали того, что довелось испытать мне». – «Но ведь не все ребята согласны жить в детдоме, некоторые считают, что самостоятельно могут пробиться в жизни». – «Кто хочет гулять, с тем разговаривать бесполезно. Но другим нужно объяснить, что в детском доме лучше, чем на улице. Здесь не только кормят и одевают, здесь дают возможность выучиться. Это очень важно для будущего». – «Однако и с образованием можно оказаться недостаточно сильной, можно «сломаться», как твоя мама». – «С нами это не случится. Потому что друг у друга есть мы, мы – семья, и значит – выстоим».

Автор: Галина КУШНАРЕВА, "Владивосток", совместно с представительством Всемирной ассоциации детей и родителей