Море безжалостно…

Сразу три судна затонуло в конце января в разных районах Японского моря. На двух из них были российские моряки. На третьем находились граждане Северной Кореи, зато спасением они обязаны нашим землякам. К сожалению, не обошлось без человеческих жертв. И подобным инцидентам в последнее время не видно конца.

30 янв. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1500 от 30 янв. 2004

Сразу три  судна затонуло в конце января в разных районах Японского моря. На двух из них были российские моряки. На третьем находились граждане Северной Кореи, зато спасением они обязаны нашим землякам. К сожалению, не обошлось без человеческих жертв. И подобным инцидентам в последнее время не видно конца.

Море любит сильных, в этом никто не сомневается. Однако люди сильны не только духом и профессионализмом. Не меньшую роль играет и само судно. Крепость бортов, надежность главного и вспомогательного двигателей, наличие современного навигационного и радиоэлектронного оборудования, присутствие спасательных средств. Чтобы содержать теплоход в надлежащем состоянии, требуются значительные финансы. Ведь периодически необходимо проводить текущие и капитальные ремонты, представляться государственному Регистру, обновлять механизмы и агрегаты. По силам такое только состоятельным компаниям. Небольшие предприятия, зачастую владеющие парой-тройкой траулеров или сейнеров, сухогрузов или танкеров, не могут обеспечить все условия безопасности мореплавания. Да и сам флот у них уже давным-давно устарел физически и морально. Как правило, теплоходам уже по 30–40 лет. В таких условиях одного профессионализма штурманов и механиков не хватает. Поэтому, когда старенькое судно попадает в шторм или в ледовые поля, то вероятность опасности многократно возрастает.

Именно стихия привела к трем кораблекрушениям.  Несчастья морякам-рыбакам принес мощный циклон, который на прошлой неделе пронесся по акватории моря вдоль южного и восточного побережья Приморья.

В середине дня 22 января сахалинский траулер «Калачаевск» обнаружил спасательный плот в точке  с координатами 42 градуса северной широты и 132 градуса восточной долготы, это воды Восточно-Корейского залива. В нем находились четыре человека, которые сообщили, что провели в открытом море более полусуток.

По сведениям региональной службы наблюдения за флотом, они являлись членами экипажа шхуны «Еребус» (которая ходила под флагом Белиза, по другим сведениям, Гондураса), принадлежащей одной из компаний Сахалина. Судно накануне попало в жестокий шторм, потеряло остойчивость и перевернулось. На борту было семь человек, все они оделись в гидрокостюмы и бросились в последний момент за борт. Четыре моряка сумели забраться на спасательный плот, на который, к счастью, и наткнулся «Калачаевск». Остальные считаются пропавшими без вести.

В этот же день пошел ко дну сухогруз  «Памела Голд». Теплоход под флагом Камбоджи с российским экипажем следовал из Японии в порт Ванино за партией леса, о чем «В» накануне сообщал. Недалеко от места назначения судно двигалось в ледовых полях, когда под воздействием сильного ветра началась подвижка льда. Крупная отколовшаяся льдина и пропорола корпус теплохода с левого борта ниже ватерлинии на один метр. Вода стала поступать во второй, а чуть позже и в первый трюмы. В итоге теплоход затонул. Экипаж своевременно эвакуировался на сухогруз «Синегорск» ДВМП, сейчас моряки прибыли во Владивосток.
Стоит  отметить, что к месту трагедии следовал с Сахалина спасатель «Рубин». Однако позже судовладелец отказался от помощи. Видимо, из-за стоимости спасательных работ, когда проще получить страховку за погибшее судно. Хозяева еще решают, будут они поднимать теплоход или нет.

А о трагедии с северокорейской шхуной «В» подробно рассказал на этой неделе.

В силу своей географии жизнь жителей Приморья неразрывно связана с морем. Военно-морские и пограничные, торговые, рыбацкие, научно-исследовательские, танкерные корабли и суда, а также множество маломерных судов в прибрежной зоне «постоят и ложатся на курс». Естественно, что тысячам моряков и рыбаков приходится рисковать в силу своей профессии. Но риск должен быть оправданным. А еще лучше и вовсе обойтись без него, пусть остается только романтика. Но для этого судовладельцы обязаны приложить все необходимые усилия, чтобы мореплавание было безопасным.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"