С казной и по Уставу
Первая в этом году сессия Законодательного собрания в освещении местных СМИ ознаменовалась прежде всего благополучным завершением сюжета о представителях Приморья в Совете Федерации: депутаты согласовали предложенную губернатором кандидатуру Игоря Иванова. Теперь он будет представлять в сенате краевую администрацию, в то время как Олег Кожемяко представляет законодательную ветвь власти.
Первая в этом году сессия Законодательного собрания в освещении местных СМИ ознаменовалась прежде всего благополучным завершением сюжета о представителях Приморья в Совете Федерации: депутаты согласовали предложенную губернатором кандидатуру Игоря Иванова. Теперь он будет представлять в сенате краевую администрацию, в то время как Олег Кожемяко представляет законодательную ветвь власти.
Менее очевидными оказались те небольшие подвижки в краевом законодательном поле, которые и составляют будничную суть депутатской деятельности в комитетах и на пленарных заседаниях.
Однако для населения существующих в крае поселков городского типа принятие в первом чтении изменений в закон “Об административно-территориальном устройстве Приморского края” никак не останется незамеченным: по завершении работы над законопроектом, заменяющим аббревиатуру “пгт” на просто “поселок”, они получат льготы сельских жителей, которых были лишены в оптимистические советские времена. Как прокомментировал для “В” законопроект депутат Николай Морочек на примере входящего в его избирательный округ поселка Горные Ключи, эти вновь обретенные льготы довольно ощутимы. Увеличатся доходы бюджетников – учителей, врачей и библиотекарей, уменьшится ставка земельного налога. Считаться горожанином, не пользуясь в полной мере благами цивилизации, – честь невеликая, а статус полноправного селянина дает реальные преимущества.
Принятие в третьем окончательном чтении закона “О казне Приморского края” не означает, что депутаты полностью удовлетворены итогом почти годичной работы над ним. Принятый законопроект полностью соответствует современному федеральному законодательству, но в него не вошли поправки, позволяющие краевому парламенту участвовать в управлении ресурсами казны: эти функции принятым законом полностью возложены на комитет по управлению госимуществом края.
В похожей ситуации оказался законопроект, принятый 28 января в первом чтении: “О приватизации имущества, находящегося в собственности Приморского края”. Представленный администрацией края законопроект регулирует отношения, возникающие при приватизации краевого имущества, в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации. Эта программа должна содержать перечень краевых государственных унитарных предприятий, акций, находящихся в краевой собственности, и объектов недвижимости, которые планируется приватизировать в очередном финансовом году.
Депутаты одобрили концепцию законопроекта, но председатель ЗС Сергей Сопчук обратил внимание представившего этот документ вице-губернатора Игоря Мещерякова на то, что дальнейшая работа над ним требует внесения изменений в Устав Приморского края.
По Уставу, утверждение плана приватизации относится к компетенции Законодательного собрания Приморского края, а в статье 5 законопроекта “О приватизации имущества, находящегося в собственности Приморского края” прогнозный план приватизации утверждает только краевая исполнительная власть. Депутаты рассчитывают в последующих чтениях внести изменения в эту статью, опираясь на Устав.
При принятии закона “О казне Приморского края” такой опоры у Законодательного собрания не оказалось, но, как сообщила корреспонденту “В” секретарь комитета по бюджетно-налоговой политике и финансам Надежда Ашаева, в ближайшее время Госдума может внести изменения в соответствующий федеральный закон. Депутаты в очередной раз продемонстрировали свой прагматизм и здоровое отношение к воспроизводству бюрократических структур, когда большинством голосов отклонили предложение своих коллег из комитета по региональной политике и законности, способное ускорить работу над законом “Об Уставном суде Приморского края” (он был принят в первом чтении еще три года назад). Депутаты Турмов и Хижинский высказались в том смысле, что создание нового и довольно затратного института не имеет особого смысла ради двух-трех судебных процессов в год. Однако председатель комитета по региональной политике и законности Николай Морозов в своем комментарии для “В” привел ряд аргументов, которые заставляют все же прислушаться к позиции комитета.
Уставный суд мог бы разобраться в некоторых сложных для населения ситуациях последнего времени, например, вопросе о тарифах на проезд в коммерческих автобусах во Владивостоке или имеющих место здесь же нарушениях прав инвалидов при оплате коммунальных услуг, которые также не прошли мимо внимания январской сессии ЗС. Предлагаемые комитетом поправки включают норму о “массовых нарушениях прав граждан”, что позволило бы Уставному суду не только решать спорные вопросы отношений между ветвями власти на основе краевого законодательства, прежде всего Устава в качестве “приморской Конституции”, но и включаться в рассмотрение наиболее острых проблем населения Приморья.
Автор: Александр КАРТАШОВ, «Владивосток»