Рыбозаводу “Попов” не хватает капусты. Не только морской...

Как когда-то начала путины, сейчас на рыбозаводе “Попов” ждут 18 июня. На этот день намечено заседание арбитражного суда, на котором будет рассматриваться вопрос о реорганизации “Приморрыбпрома”.

4 июнь 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №150 от 4 июнь 1997

Как когда-то начала путины, сейчас на рыбозаводе “Попов” ждут 18 июня. На этот день намечено заседание арбитражного суда, на котором будет рассматриваться вопрос о реорганизации “Приморрыбпрома”.

Решение разделиться приняло в начале мая очередное собрание кредиторов акционерного общества. Если суд признает его законным, все подразделения утонувшего в долгах бывшего гиганта рыбной промышленности станут самостоятельными, получив статус юридического лица. Как уже сообщал “В”, вновь образуемые общества должны взять на себя 64 процента общей задолженности “Приморрыбпрома”, которая превысила 100 миллиардов рублей. При этом им отойдет около 76 процентов основных фондов. Кредиторам “ПРП” предоставлено право получить до 15 процентов акций уходящих в свободное плавание предприятий.

- Такое решение надо было принимать сразу - когда стало ясно, что “Приморрыбпрому” грозит банкротство, - считает директор рыбозавода “Попов” Игорь Ибрагимов. - Жаль упущенного времени. К сожалению, предложение многих здравомыслящих специалистов тогда было отвергнуто. Береговые подразделения после введения внешнего управления оказались практически брошенными на произвол судьбы и вынуждены биться как рыба об лед.

С наступлением холодов рыбозавод простоял 4 месяца - считай, всю зиму. Если бы комитет по рыбной промышленности краевой администрации не сумел в тяжелой обстановке “изыскать” 100 миллионов на закупку топлива, мог замерзнуть весь поселок. В такой же ситуации оказались и многие другие структурные подразделения “Приморрыбпрома”, попавшие в общий водоворот банкротства - остановились цеха, пришел в негодность флот, до крайности обветшал жилой фонд, остались без работы люди... Некогда процветающее приморское побережье обнищало до крайности.

В свое время на рыбозаводе “Попов” не хватало рабочих рук. На производстве было занято до 1000 островитян, а во время путины прибегали к помощи студенческих отрядов и “верботы”. Линии по выпуску консервов не останавливались почти круглосуточно. Помню, как по ночам завод горел огнями, встречая возвращающихся с местного промысла рыбаков. Сейчас цеха обезлюдели, а весь добывающий флот составляют 3 рыболовных сейнера и столько же МРСок, борта которых стонут о ремонте.

Да и эта “могучая флотилия” могла остаться без работы. Занятый “стратегическими” задачами “Приморрыбпром” забыл вовремя подать заявку на квоты. В этой ситуации опять-таки подстраховал отраслевой комитет, пойдя на беспрецедентный шаг и наделив структурные подразделения акционерного общества “запасами” напрямую, минуя головную контору. В числе других около 200 тонн разнорыбицы под свои суда получил и “Попов”.

Кроме того, выручают старые добрые связи. Подбрасывает сырье для выпуска консервов из щупальцев кальмара Находкинская база активного морского рыболовства. Есть постоянные поставщики морской капусты. Собственно, этим теперь и ограничивается ассортимент продукции, выпускаемой консервным цехом.

А когда-то с конвейера сходило до 2 десятков наименований. Именно широким ассортиментом выпускаемой продукции всегда славился “Попов” и другие береговые предприятия. Значительно уступая в объемах работающим в океане плавбазам и плавзаводам, они во времена плановой экономики обеспечивали разнообразие “стола народного”. Здесь впервые в стране освоили выпуск так называемых “дальневосточных шпрот” из сайры, познакомили приморцев с деликатесами из “соперницы трепанга” кукумарии, доказали “съедобность” салатов из морской капусты. Все это изобилие при нынешних ценах на сырец осталось “за бортом”. Попав в кризисную ситуацию, “Попов”, как и другие рыбозаводы, остался без оборотных средств.

- Без реорганизации “Приморрыбпрома” они и не появятся, - комментирует Игорь Ибрагимов. - Только после приобретения рыбозаводами статуса самостоятельного юридического лица у них появится реальная возможность для привлечения инвестиций. К “Попову”, например, проявляют интерес многие потенциальные деловые партнеры. Но рисковать капиталом, который может “утонуть” в многомиллиардном море долгов, они не хотят.

Существует и программа помощи береговым предприятиям, разработанная комитетом по рыбной промышленности. Но и она носит адресный характер, учитывая особенности каждого отдельно взятого предприятия. Поэтому все мы рассчитываем на положительное решение арбитражного суда. Тогда появится возможность и флот обновить, и базу марикультуры “реставрировать”. Предварительные договоренности с инвесторами есть и по другим направлениям.

На днях на совещании под председательством вице-губернатора Федора Новикова очередной раз обсуждался вопрос об улучшении торговли рыбой и рыбопродукцией в крае. По уровню потребления приморцы по-прежнему отстают от конца 80-х. Одна из главных причин заключается в том, что “киты” отрасли - “Дальморепродукт”, “ВБТРФ”, “ТУРНИФ” и другие - в основном ориентируются на внешний рынок или отправляют продукцию крупным оптовикам в центральные регионы страны. Кто платит, тот и уху заказывает. Заполнить нишу, особенно во “внутренних” районах Приморья, вполне могли бы береговые предприятия.

Поэтому заинтересованность в самостоятельности рыбозаводов и других подразделений “Приморрыбпрома” проявляют и местные администрации, обещая им поддержку на своем уровне. Весь покрытый в это время года зеленью красавец Попов тоже рассчитывает, что в остров Невезения его все-таки не переименуют.

Автор: Алексей РАСПУТНЫЙ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), “Владивосток”