Прерванный полет, или «Стены смерти» в морской пучине
Ученые Камчатки в рамках проекта Всемирного фонда дикой природы (WWF) еще в прошлом году начали исследования по оценке уровня гибели морских птиц в период ярусного промысла трески и палтуса в западной части Берингова моря.
Ученые Камчатки в рамках проекта Всемирного фонда дикой природы (WWF) еще в прошлом году начали исследования по оценке уровня гибели морских птиц в период ярусного промысла трески и палтуса в западной части Берингова моря.
По обилию и видовому разнообразию морских птиц Берингово море занимает одно из первых мест среди других районов Мирового океана. В летнее время помимо местных видов сюда проникает большое количество кочующих птиц из других районов, главным образом, буревестников из Южного полушария. На материковом побережье и близлежащих островах российской части Берингова моря гнездится до 6 миллионов особей - чаек, крачек, бакланов, тупиков, глупышей и многих других. Более трети гнездящихся птиц размещается в колониях в непосредственной близости от места работы дрифтерного и ярусного рыболовного флота.
О возникающих в связи с этим неблагоприятных последствиях рассказал эксперт морской программы Константин Згуровский: «Дрифтерные, или плавающие, сети, имея поплавки на верхнем крае и грузила на нижнем, как бы свешиваются с поверхности моря, уходя в глубину. В таком виде сети свободно дрейфуют по поверхности воды, захватывая все, что попадается им по пути, в том числе обитателей моря, не являющихся объектами промысла.
Наиболее остро проблема дрифтерного промысла встала в 70-е годы прошлого столетия, когда на смену небольшим плавающим сетям пришли сети-гиганты до 50 км длиной. Огромное количество китов, дельфинов, морских птиц, черепах, акул и других морских обитателей гибли в таких многокилометровых заграждениях. Из-за колоссального урона, который эти сети наносили живому миру, они получили название «стены смерти».
В рамках Беринговоморского форума природоохранными организациями поставлен вопрос о запрете этого вида промысла в российских водах.
В настоящее время промысел гигантскими сетями запрещен повсеместно. Но по межправительственному соглашению между РФ и Японией дрифтерный лов в экономической зоне остается в законе.
Не менее опасен для птиц и лов рыбы ярусами. Пернатые заглатывают крючки с наживкой, когда рыбаки ставят эти орудия лова. В августе прошлого года при проведении промысловых операций в Беринговом море на рыболовный крючок попалась крупная птица - белоспинный альбатрос, окольцованный в Японии. Эта удивительно красивая и величавая птица в середине прошлого столетия находилась под угрозой полного исчезновения. Но в результате охранных мероприятий за последние несколько лет общая численность в мире заметно выросла - от 400 особей до 1200. Теперь в российских водах Дальнего Востока встретить кочующих белоспинных альбатросов - не редкость. И все же гибель альбатроса в российских водах расценивается как тревожный факт. Засвидетельствовал гибель уникальной птицы и дальневосточный специалист по птицам Юрий Артюхин, сейчас он работает по программе WWF в Беринговом море.
По оценкам американских специалистов, в восточной части Берингова моря вследствие ярусного промысла каждый год погибают по меньшей мере два белоспинных альбатроса. Вопрос предотвращения прилова морских птиц во время донного ярусного промысла явно обострился. Необходимость проведения специальных исследований, конечным результатом которых должно стать изменение действующих правил рыболовства, очевидна».
Существует ряд методов, позволяющих существенно снижать прилов морских птиц, над внедрением которых Всемирный фонд дикой природы (WWF) начал работать в 2003 году совместно с российскими учеными и рыбаками. Подобный опыт недавно внедрен в практику в сопредельных американских водах. Слово - за Россией.
Автор: Татьяна БАТОВА, Юрий АРТЮХИН (фото), специально для "В"