Приморскому мужику семь генералов не прокормить
В Арсеньеве состоялось очередное выездное заседание совета представительных органов местного самоуправления при ЗС Приморского края. Тема для обсуждения, в котором участвовали большинство руководителей городских и районных дум и муниципальных комитетов, а также главы ряда городов и районов, все та же – реализация закона о местном самоуправлении.
В Арсеньеве состоялось очередное выездное заседание совета представительных органов местного самоуправления при ЗС Приморского края. Тема для обсуждения, в котором участвовали большинство руководителей городских и районных дум и муниципальных комитетов, а также главы ряда городов и районов, все та же – реализация закона о местном самоуправлении.
Мероприятие обещало быть казенным, однако в зале завязалась острая дискуссия. Де-факто абсолютное большинство местных и краевых парламентариев относятся к предстоящим нововведениям однозначно негативно, однако закон есть закон. Времени на реализацию его как конкретных, так и расплывчатых пунктов вроде как целый воз, а на самом деле – уже почти нет. При почти полном отсутствии предложений с мест (зачем шевелиться, когда указующие директивы сверху все равно придут?) эти предложения, похоже, придется разрабатывать и внедрять самим специалистам краевого парламента. И хорошо, если обиженных при этом будет немного. Как уже отмечал «В», существенно тормозит реформу и начало принятия первых краевых законов на этот счет.
Геодезическая проблема: 11 муниципалитетов до сих пор не определили картографические границы своих округов. Если принять во внимание, что в подобной детализации нуждаются все населенные пункты районов края, то становится понятным, что успеть выполнить эту нудную работу в срок до 1 января будущего года – задача архисложная. Причина банальна и проста – у муниципалитетов на оплату подобных картографических изысканий просто нет средств. Однако, как отметил в своем выступлении начальник правового управления ЗС В. Соколов, если этого не сделать в срок, федеральные органы власти сами нарежут нам границы, в том числе и с соседними регионами. А как это сделают в Москве – объяснять не надо. Могут, видимо, просто взять линейку и спрямить.
Другая проблема реформы – так называемое учитывание мнения населения. На проведение местных референдумов опять-таки нужны средства, но вовсе не факт, что они будут найдены и, скажем так, освоены результативно. Во многих муниципальных образованиях до сих пор не созданы избиркомы, да и проблема явки измученных выборами избирателей имеет место быть. А для того, чтобы референдум состоялся, необходимы 50 процентов от списочного состава. На финансовые и геодезические проблемы наслаивается еще одна – выборы в конце этого года новых дум и мэров, которые непременно должны пройти в соответствии с новым законодательством. Удастся ли ЗС Приморского края при вялой активности местных представительных органов справиться с этой задачей? Будем надеяться, что да.
Роль краевого Законодательного собрания, кроме того, существенно возрастает в новом, абсолютно непривычном для него амплуа. Органу предстоит стать «разводящим», беспристрастным и деликатным арбитром при принятии решений по региональным территориальным спорам. Так, могут начаться трения между Находкой и Партизанским районом за определение муниципального статуса, а стало быть, и административной принадлежности - относительно сытого и благополучного Врангеля. Как, по каким критериям будут определять истину депутаты ЗС, большинство из которых составляют представители краевой столицы? Пока не ясно.
Мнения на заседании звучали разные, порой взаимоисключающие. Одни выступали за объединение и укрупнение мунобразований, другие, как руководитель Уссурийской думы А. Пономаренко, – за обратное, предлагая «отцепить балласт» - Уссурийский район от города. Однако в одном участники заседания были едины - реализация закона о МСУ приведет к резкому увеличению чиновничьей братии на местах. Кто будет кормить новоиспеченных «генералов»? Найдется ли в крае столь дюжий щедринский мужик?
Резюмируя итоги дискуссии, председатель ЗС Сергей Сопчук подчеркнул, что при отсутствии инициативы с мест, после наступления определенного срока, ЗС будет считать, что безынициативные города и районы все устраивает и они желают сохранить статус-кво. Исходя из этого, реформа и будет продвигаться.
Пользуясь случаем, я поинтересовался у присутствовавшего на заседании главы Артема В. Новикова последними новостями о якобы предстоящем объединении Владивостока и Артема.
- Я категорически против подобной акции. Только потому, что еще никто с документами в руках не убедил меня в социальной и экономической обоснованности такого решения.
Автор: Геннадий ОБУХОВ (фото автора), специально для «В»