Рог без изобилия

Кто живет в приморском приграничье, тому не надо объяснять, что для тех мест означают пункты пропуска. Для подавляющего числа простых людей – работа, для властей – чуть ли не единственные стабильные поступления средств в местный бюджет. Не избалованные экономикой ханкайцы таким кормильцем с конца 90-х годов считали и считают автопереход “Турий Рог” и склад временного хранения ООО “Полимер”, через которые десятки тысяч тонн самых разных продовольственных и строительных грузов попадали в наш и другие дальневосточные края. Но в последнее время все изменилось. Случайно или нет, но с приходом к руководству Уссурийской таможней нынешнего ее начальника Александра Воробьева основные поставщики средств в казну района - СВХ “Полимер” и автопереход - стали все больше простаивать, а сотни завязанных в этом процессе людей самых разных специальностей сидеть без работы.

15 янв. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1491 от 15 янв. 2004

Кто живет в приморском приграничье, тому не надо объяснять, что для тех мест означают пункты пропуска. Для подавляющего числа простых людей – работа, для властей – чуть ли не единственные стабильные поступления средств в местный бюджет. Не избалованные экономикой ханкайцы таким кормильцем с конца 90-х годов считали и считают автопереход “Турий Рог” и склад временного хранения ООО “Полимер”, через которые десятки тысяч тонн самых разных продовольственных и строительных грузов попадали в наш и другие дальневосточные края. Но в последнее время все изменилось. Случайно или нет, но с приходом к руководству Уссурийской таможней нынешнего ее начальника Александра Воробьева основные поставщики средств в казну района - СВХ “Полимер” и автопереход - стали все больше простаивать, а сотни завязанных в этом процессе людей самых разных специальностей сидеть без работы.

Впрочем, самые первые звоночки прозвучали для района  еще в 2001 году. Тогда ни с того ни с сего пошли разговоры о неперспективности некоторых краевых автомобильных пунктов пропуска, о неэффективности работы при них складов временного хранения. Обеспокоенный  таким поворотом глава Ханкайской администрации Владимир Гулак писал губернатору и начальнику Дальневосточной таможни письмо, в котором не соглашался с возможным  развитием событий. Наверное,  где-то оно и так. Только не у него в районе. Ведь открытие автоперехода и работа склада временного хранения позволили создать уже тогда дополнительно 240 рабочих мест, только в 2001 году эти структуры перечислили в бюджет более 200 миллионов рублей,  доказывал глава.  Неизвестно, что тогда  помогло,  но тема закрытия Турьего Рога три года назад как-то сошла с повестки дня. Более того, для более эффективной работы пункта, улучшения контроля за доставкой товара  и сближения органов таможенного оформления с местом пересечения границы владельцы СВХ перенесли склад из районного центра Камень-Рыболов, что в 60 километрах от автоперехода,  непосредственно в Турий Рог. Присутствовавший тогда на открытии переехавшего терминала начальник ДВТУ Виктор Вугляр отметил, что это как раз то, что надо. И таможенникам удобно, и участникам внешнеэкономической деятельности выгодно. 

Но недолго “как надо” работал СВХ в Турьем Роге. В середине 2002 года неожиданно из государственного таможенного комитета пришла странная телетайпограмма, которая  “временно, до издания соответствующего нормативного правового акта ГТК…” предписывала считать местами доставки грузов, которые проходят через  любые приморские автомобильные пункты пропуска,  всего лишь три СВХ – построенный к тому времени серьезными предпринимателями большой “Уссурийский терминал”, склад “Уссурийская городская федерация теквондо  “Соны”  и  “Ростек ДВ сервис”. Вот так. Не имеющая законной силы и даже надлежащим образом  никем не подписанная бумажка  перераспределила приграничные  грузовые и финансовые потоки китайского направления. Уссурийская таможня выполнила указание, и через короткое время почти все существовавшие при  автопереходах СВХ закрылись. Не избежали по каким-то причинам этой участи и попавшие вроде бы в список “Соны”. А что же Турий Рог?  Как ни странно, но и  в тот раз  СВХ при Турьем Роге выстоял. Говорят, навстреч
у району, экспортерам и перевозчикам пошел после многочисленных обращений  начальник ДВТУ. Поскольку плечо от границы до уссурийских терминалов составляет почти  200 километров,  а до временного склада в Турьем Роге в сто раз ближе - два километра, он сделал исключение и разрешил экспортерам  риса не нести  издержки, а оформляться на складе “Полимера”. И как в воду глядел. На удобный во многих отношениях автопереход и склад  пошел еще больший поток “сыпучего” груза. Причем его объем к середине 2003 года по сравнению с 

2002-м увеличился почти в два раза и составил 107 тысяч тонн. Одни платежи в бюджеты за первые  шесть месяцев прошлого года составили более 100 миллионов рублей.

Но рисовую “лихорадку” в мае сменила атипичная пневмония. И  работа на переходе, закрытом постановлением правительства, замерла. К тому времени  это была  не единственная внешняя перемена, которая, как считают многие, сыграла свою роль  в дальнейшей  судьбе СВХ и автоперехода. В марте на должность начальника Уссурийской таможни заступил хорошо известный в узких кругах участников ВЭД таможенный полковник Александр Воробьев. Сразу после этого начали происходить разные  не очень понятные  действия.  Вновь открытый 1 июля  премьером  после снижения атипичной угрозы  переход  почему-то еще полмесяца Уссурийская таможня держала на замке. Во второй половине июля начали работать, а уже в августе до Турьего Рога дошли разговоры о том, что на собранном в таможне совещании участников внешнеэкономической деятельности, пользующихся услугами автоперехода  Турий Рог и СВХ “Полимер”,  Воробьев рекомендовал работать через СВХ “Уссурийский терминал”. Не все  импортеры прислушались.

И опять какое-то нехорошее совпадение. Посыпались неприятности как из рога изобилия. В сентябре  “Полимер” стоял, закрытый таможней, пока не разобрались с помощью ДВТУ, что неправильно трактовали в Уссурийске один из пунктов очередного московского приказа. Потом вдруг выяснили таможенники, что на складе в придачу к четырем имеющимся сертифицированным весам недостает еще одних автомобильных. Пока выполнили это предписание – еще три месяца простоя. Только развернулись в декабре,  как 1 января опять таможня  сказала стоп, сославшись на новый запретительный приказ. Но тут уж наученные тем, что в Уссурийске редко читают летящие вслед за подобными  актами разъяснения, владельцы СВХ “Полимер” быстро обратились в головную контору – Дальневосточную таможню. И вот 6 января этого года первый зам. начальника ДВТУ в своем  ответе снова  разрешил ханкайцам работать. Хотя по большому счету этого уже не требуется. Потому что в силу вступил новый Таможенный кодекс,  на который  у многих участников ВЭД  большие надежды.

Надежды надеждами, а  грузы на СВХ в Турьем Роге в этом году так и не  пошли. У гендиректора СВХ “Полимер”  Игоря Мармалева уже иссяк запас терпения. Он собирается подать в суд на руководителя Уссурийской таможни. Можно себе представить, как довели руководителя коллектива, если он “поднял” руку на представителя этой непогрешимой структуры. Кстати, мы хотели выяснить у таможенного руководства мнение  обо всем происходящем, но пока там  не до комментариев. Идет напряженная  работа по внедрению нового Таможенного кодекса в  жизнь.

Вся эта складская история, как удалось выяснить, разговаривая со многими  имеющими отношение к приграничной инфраструктуре людьми,  совсем не исключение из правил. Здесь есть над чем подумать  и ветвям власти, и силовикам.  Потому что  по большому счету  за столкновением интересов  на Ханке стоит не кусок границы,  не гектар склада и не  доходы или огромные потери, которые несет казна. А  нормальная жизнь тех самых простых людей, которые существуют там и держат на себе наше  приграничье. Кому-то сегодня выгодно объявить их неперспективными и лишить возможности нормально жить и зарабатывать. Выгодно ли это Приморью?

Автор: Виктор КОЖЕМЯКИН, «Владивосток»