Частная медицина. Благо для больных или медиков?

С некоторых пор в нашей стране единая система здравоохранения поделилась на две составляющих: государственную, которая финансируется или из федерального, или из местного бюджета, и частную. Последняя – из разряда новых для России. Пусть для всего цивилизованного мира это давно сложившаяся практика – у нас к услугам частного врача до сих пор относятся или с восторженным придыханием (какие специалисты!), или с великим недоверием (проходимцы они, только деньги выкачивают!). У самих медиков тоже немало вопросов возникает – как ни крути, дело непривычное. Потому и объединились они в Некоммерческое партнерство врачей, поставив перед собой много задач: юридических, экономических, нравственных… Сегодня собеседник «В» - президент организации кандидат медицинских наук Ирина ЕМЕЛЬЯНОВА:

15 янв. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1491 от 15 янв. 2004

С некоторых пор в нашей стране единая система здравоохранения поделилась на две составляющих: государственную, которая финансируется или из федерального, или из местного бюджета, и частную. Последняя – из разряда новых для России. Пусть для всего цивилизованного мира это давно сложившаяся практика – у нас к услугам частного врача до сих пор относятся или с восторженным придыханием (какие специалисты!), или с великим недоверием (проходимцы они, только деньги выкачивают!). У самих медиков тоже немало вопросов возникает – как ни крути, дело непривычное. Потому и объединились они в Некоммерческое партнерство врачей, поставив перед собой много задач: юридических, экономических, нравственных… Сегодня собеседник «В» - президент организации кандидат медицинских наук Ирина ЕМЕЛЬЯНОВА:

- Сама идея врачебного объединения зародилась у меня достаточно давно, еще в 2000 году, когда я оказалась в Америке. Это была учеба в поддержку малого бизнеса в России, в частности – медицинского. Посмотрела, как там объединяются в ассоциации, как помогают друг другу, и подумала, что нам тоже нужно группироваться не только по принципу узких специальностей. Мы создали свое объединение для того, чтобы частнопрактикующие врачи не чувствовали себя изолированно, чтобы не возникало ощущения потерянности после привычной работы в большом коллективе. Главная задача, конечно же, поддерживать высокий уровень знаний, а это сложно, ведь современному врачу надо ежедневно прочитывать не менее десятка специальных статей. Работающему же самостоятельно приходится дополнительно разбираться с санитарной службой, налоговой инспекцией, овладевать основами бухгалтерского учета. Чтобы поддерживать и повышать квалификацию, мы собираем «круглые столы», совещания, обсуждаем сложные вопросы. С другой стороны, нам всем нужны советы опытного юриста, тех коллег, кто уже «набил шишки», организуя свое дело. Да и заботиться о престиже частной медицины легче сообща, не секрет ведь, что кое-кто стал больше думать о коммерческой стороне работы, забывая о больных. Так что перед нашим объединением стоит действительно много задач.

- У вас есть данные о числе частнопрактикующих врачей в Приморье?

- Пока не задавалась этим вопросом. Однако я верю, что эта прослойка будет активно расти, как и наше партнерство. Некоторые пока сомневаются в пользе нашего объединения. По крайней мере в августе, когда мы организовались, пришли многие, активно обсуждали проблему, но только пятеро взяли на себя труд по созданию партнерства. Конечно, мы пока не можем ставить перед собой глобальных целей – к примеру, организацию школ с получением сертификатов, но все обычно начинается с малого. Думаю, в конце концов мы придем и к гуманитарной помощи, то есть оказанию бесплатных или недорогих услуг малообеспеченным людям, такой пункт в уставе записали.

- В частной медицинской практике меня больше всего смущает вопрос лицензирования. Точнее – контроля за получившими лицензию. Ведь порой даже представителей департамента здравоохранения они на порог не пускают – мол, это не государственная структура, нечего нас проверять.

- Вы говорите о ситуации в крупных частных лечебных учреждениях, и я с этим согласна. Поэтому и ушла из подобной структуры, не смогла там работать. Никто не хотел отвечать за качество оказываемых услуг, а это нонсенс. Я также не понимаю, как можно брать в частную клинику слабого специалиста или начинающего, не прошедшего хорошей клинической школы. Но мы в своем партнерстве организуем «одиночек», работу которых можно проконтролировать. Наша задача как раз и состоит в том, чтобы объединить профессионалов, которые душу вкладывают в свою работу.

- То есть тех, кто дает гарантию на успех?

- Это самая распространенная ошибка. Поверьте, в медицине гарантий не бывает. Это звучит страшно, но такова жизнь – медицина знает лишь пять процентов от того, что запрограммировала Природа. Кроме того, надо понимать: желание быть здоровым и нежелание за это платить находятся в вечном противоборстве. Но ни один, даже гениальный врач не сможет поставить точный диагноз, не получив результаты определенных анализов, которые стоят денег. Как частный врач, я еще и свой домашний телефон пациентам даю. В результате – ни телевизор посмотреть, ни книгу почитать не успеваю, а большую часть заработанного трачу на поездки для общения с коллегами на всевозможных конференциях и симпозиумах. Да, гарантий мы  не даем, но мы делаем все возможное для тех, кто к нам обратился. Главное -  у нас нет конвейера, и мы не лечим по клише. В государственных структурах тоже бы хотели от них отойти, но, когда я там работала, была обязана иметь 150 человек на диспансерном учете, хотя качественно могла обслужить только 80. Никого это не касалось.

- Зато теперь, почувствовав свободу, частный врач порой «раскручивает» больного на массу ненужных манипуляций – лишь бы заработать побольше.

- Бывает среди врачей и такое, что уж греха таить. Есть даже такие, кто работает на «сенокос», не разделяя пациентов по их материальным возможностям.  Поэтому и нужно такое объединение, как мы создали, которое может позаботиться о качестве оказываемых услуг. Поэтому и страхуем врачей, и при необходимости будем платить штраф за их ошибки. С другой стороны, уже появились почти профессиональные жалобщики, которые, излечившись, начинают предъявлять врачу претензии и требовать назад деньги. Обидно и горько. Иногда даже страх появляется. Например, при вывозе медицинского мусора, который мы самым тщательным образом упаковываем, рабочий может заявить, что укололся, пойти на откровенный шантаж. Попробуй докажи, что этого не было. Врачам-одиночкам трудно выжить.

- Какие направления частной медицины особенно развиты в Приморье?

- Конечно же, в первую очередь стоматология и косметология. Думаю, это всем понятно – спрос велик, и особенно среди обеспеченных людей. Стали появляться УЗИ-диагносты и частные лаборатории, но это очень затратная работа – тот же аппарат УЗИ, к примеру, обходится в кругленькую сумму. Поднимаются урология и гинекология, стали активнее невропатологи и психотерапевты. Кстати, в соседнем Хабаровске частнопрактикующих врачей значительно меньше.

- Может, народ еще беднее нашего?

- Нет, там просто частный бизнес держат в узде краевые власти. Не думаю, что это хорошо. Население обескровлено везде, и в государственных поликлиниках сейчас за многое приходится платить из собственного кармана, полис не спасает.

- Да и врачам при их зарплатах не сладко. Перетянете всех в частный сектор, кто бедных лечить будет?

- Вот еще одно заблуждение, из-за которого иногда возникает негативное отношение к частнопрактикующим врачам. Во-первых, начнут активно увольняться врачи – госсектор будет мотивирован на повышение зарплаты и улучшение условий труда. Во-вторых, поднимется на ноги частная медицина – у нас появится возможность оказывать гуманитарную помощь, то есть часть больных принимать бесплатно или по самым минимальным расценкам. Возможно, не все сейчас в это поверят, потому что у меня самой порой волосы дыбом встают – все в бизнесе, все деньги делают. Но всегда были, есть и будут истинные врачи, врачи от бога, которые любят свою работу и своих больных.

- Значит, не стоит больным по примеру врачей объединяться в собственную ассоциацию, чтобы отстаивать свои права?

- Не нужно разжигать антагонизм, ни к чему хорошему это не приведет. Давайте просто больше доверять друг другу и работать в единой связке. Государственный ли врач, частный ли – все мы в первую очередь обязаны думать о тех, кто пришел к нам за помощью.

ОТ РЕДАКЦИИ

Всем нам когда-то приходится обращаться к врачам. Теперь, как и во всем цивилизованном мире, появился выбор – можно пойти в привычную поликлинику, а можно, заплатив из своего кармана, обратиться в частную структуру. Хотелось бы узнать мнение наших читателей: кому вы больше доверяете? согласны ли вы платить за чуткое отношение и комфорт? верите ли вы, что частная медицина может стать стимулом для улучшения работы государственного здравоохранения? Пишите в редакцию по адресу: 690600, Владивосток, ГСП, Народный проспект, 13, газета «Владивосток», отдел гуманитарных проблем, или по электронной почте: [email protected]

Автор: Галина КУШНАРЕВА, "Владивосток"