Муниципальные границы – пока на замке
На заседание комитета по региональной политике и законности Законодательного собрания 13 января можно было продавать билеты: новый малый конференц-зал на первом этаже краевой администрации был буквально переполнен. Ажиотажный интерес, проявленный журналистами и общественностью, был подогрет появившимися накануне в электронных СМИ сообщениями о внесенном якобы в повестку заседания комитета вопросе об объединении муниципальных образований Артем и Владивосток.
На заседание комитета по региональной политике и законности Законодательного собрания 13 января можно было продавать билеты: новый малый конференц-зал на первом этаже краевой администрации был буквально переполнен. Ажиотажный интерес, проявленный журналистами и общественностью, был подогрет появившимися накануне в электронных СМИ сообщениями о внесенном якобы в повестку заседания комитета вопросе об объединении муниципальных образований Артем и Владивосток.
Однако на самом деле вопрос об изменении границ муниципалитетов был сформулирован отнюдь не сенсационно, но вполне буднично: «О ходе реформы местного самоуправления на территории Приморского края». Значительную часть мест в зале занимали коллеги-депутаты из районных и городских дум и муниципальных комитетов и главы территорий, традиционно приглашаемые в Законодательное собрание на обсуждение всех вопросов, связанных с начавшейся осенью прошлого года реформой. Настороженное отношение к теме обсуждения, проявленное представителями муниципалитетов, которые опасаются намеченного в стратегии развития Приморья сокращения числа территорий края, было развеяно категорическим заявлением председателя Законодательного собрания Сергея Сопчука: «На вопросе об изменении границ надо поставить крест как минимум на два года. Ни сегодня, ни завтра он рассматриваться не будет».
Здесь, видимо, надо напомнить, что полномочия действующего созыва Законодательного собрания истекают летом 2006 года, то есть слова председателя ЗС прозвучали как гарантия: пока мы будем депутатами, изменений в «нарезке» муниципалитетов не будет. Но и без этого аспекта реформы проблем и работы по ее внедрению – невпроворот. И в первую очередь некоторое отставание происходит за счет муниципалитетов, не выполняющих свою часть работы. Например, необходимо уточнить существующие границы муниципальных образований, но заявку в аэрогеодезическую службу пока подали только 19 территорий из 34. А ведь уже пора приступать к другой, более масштабной части реформы: созданию муниципальных образований первого уровня (во всех населенных пунктах с численностью населения свыше одной тысячи), которых в крае будет больше двухсот. По словам Сергея Сопчука, если районные власти к июлю не справятся с этой работой сами, то она будет сделана на краевом уровне, «но это может быть хуже для муниципалитетов». Кроме того, нужно изменить статус семи приморских поселков городского типа (ПГТ): они должны стать просто поселками. С одной стороны, это будет на радость жителям, которые получат льготы селян, с другой – подготовит почву для укрупнения территорий, поскольку два города или ПГТ по закону не могут входить в один муниципальный район.
«Прошло время писем в Москву, когда Законодательное собрание высказывало свою негативную позицию по отношению к реформе местного самоуправления, - сказал депутат ЗС и глава Черниговского района Владимир Хижинский, - президент подписал закон, против которого мы протестовали, поэтому мы должны его исполнять. Пора браться за работу». По мнению Владимира Алексеевича, к которому прислушиваются другие главы районов, две главные задачи в ходе реализации реформы – это создание поселковых муниципалитетов, которые приблизят власть к населению, и максимальное сохранение границ будущих муниципальных районов в рамках существующей административно-территориальной «нарезки», поскольку вся инфраструктура на селе создавалась под районные центры. Если их упразднить, то меньше станет больниц и прочих социальных учреждений, как это произошло при слиянии поселка Трудовое с Владивостоком.
В ходе заседания комитета был одобрен примерный план мероприятий, направленных на реализацию ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в 17 пунктах которого представлен весь спектр предстоящей до 1 января 2006 года работы. В январе текущего года планируется определить число будущих городских округов, в феврале – определить число муниципальных районов. В марте – выяснить мнение населения об объединении муниципальных образований и определить число поселений. Не позднее 1 августа 2004 года намечается внесение законопроектов об установлении границ мунобразований и наделении их статусом городского либо сельского поселения, городского округа, муниципального района на рассмотрение Законодательного собрания. С ноября 2004 года по январь 2005 года необходимо установить с учетом исторических традиций наименования представительных органов МО, глав МО, местной администрации.
Председатель краевого парламента Сергей Сопчук в своем выступлении отметил, что ЗС готово всемерно помогать органам местного самоуправления в этой многоплановой работе, однако никто не сможет сделать ее за муниципалов так, чтобы интересы населения были полностью защищены. Между тем на сегодня от муниципальных образований не поступило в ЗС еще ни одного предложения по сути предстоящего реформирования. Сегодня депутаты краевого парламента выезжают в Арсеньев, где состоится очередное заседание совета по местному самоуправлению и продолжится разговор о реалиях проводящейся реформы.
Автор: Александр КАРТАШОВ, «Владивосток»