Владивостокская крепость: только факты. Без легенд

Еще совсем недавно, если упоминалась в разговоре крепость Владивосток, в ответ чаще всего раздавалось удивленное: «А где она, эта крепость?».

15 янв. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1491 от 15 янв. 2004

Еще совсем недавно,  если упоминалась в разговоре крепость Владивосток, в ответ чаще всего раздавалось удивленное: «А где она,  эта крепость?».

Даже для коренных владивостокцев настоящей сенсацией стала рассекреченная не так давно  информация о том, что наш славный град  слыл в свое время  одной из самых мощных морских крепостей в мире. Что многие из его фортификационных сооружений  идентичны укреплениям Порт-Артура. Что у нас есть даже копия знаменитого «Электрического утеса».

«Владивостокская крепость - лучшая из приморских крепостей всего мира, а сооружения ее являют собой чудо военно-инженерного искусства», - так отзывались о нашей твердыне английские военные моряки, побывавшие в городе нашенском в  1919 году.

Первой пробила брешь в «секретности» объекта книга «Крепость Владивосток», которая раскрыла немало тайн городских подземелий. Несколько членов военно-исторического  клуба «Владивостокская крепость» во главе с Владимиром Калининым и Николаем Аюшиным, проведя колоссальную работу, смогли рассказать читателям историю создания этих грандиозных укреплений. Сегодня, открыв книгу, можно увидеть схему любого из фортов, охранявшего подходы  к Владивостоку, а взглянув на карты береговых укреплений, даже школьник поймет, почему во время русско-японской войны корабли императорского флота всего один раз появились на траверзе крепости и, обстреляв Владивосток с дальних позиций перекидным огнем, поспешили удалиться.

Появление книги, документальный фильм и множество статей об истории создания Владивостокской  крепости однако не могут «совладать» с легендами. До сих пор, к примеру,  говорят о подземном ходе с острова Русского, который, по одним предположениям, заканчивается на мысе Чуркина, по другим - на полуострове Шкота,  третьи вообще утверждают, что тоннель проходит под  Золотым Рогом и выходит где-то в районе речки Объяснения.  У каждой крепости легенды были и будут. И в этом есть свой особый кураж. Но лучше бы все же руководствоваться достоверными историческими сведениями.

Сама крепость, имевшая основной задачей оборону от японского императорского флота, одного из сильнейших в мире, по соглашению с Японией была разоружена еще в 1923 году и прекратила свое существование. Но обострение обстановки на Дальнем Востоке в 1931-м, вторжение японских войск в Маньчжурию сделали невозможными соглашение о демилитаризованном статусе Владивостока. В том же году было принято решение о строительстве новых береговых батарей вокруг Владивостока.  В город нашенский прибыла комиссия во главе с наркомом обороны Климом Ворошиловым. «Захват Владивостока является простой экспедицией, которая может быть поручена любому подставному авантюристу» - так нарком охарактеризовал боевые позиции, охранявшие в тот момент Владивосток. С 1932 года на Дальний Восток начали спешно перебрасывать тяжелое артиллерийское вооружение.

Об этом этапе укрепления Владивостока рассказывается в первом номере  фортификационного сборника «Крепость Россия», который не так давно вышел в свет в издательстве «Дальнаука».  Это богатое фотографиями и чертежами издание полностью посвящено фортификационным сооружениям, оборонительным позициям и укреплениям, развернувшимся на протяжении 300 километров,  от Преображения  до Хасана.

Сейчас готовится к изданию очередной, второй  номер сборника. Он расскажет об укрепрайонах вдоль линии российско-китайской границы и побережья Тихого океана, а также  об Артемовском секторе береговой обороны Владивостока и  оборонительной «линии Сталина» на Украине.         

Автор: Федор ГУРКО, специально для «В»