Разрешите забросить трал?

В прошлом году минтаевая путина по существу была сорвана. Только 27 февраля правительство утвердило промышленные лимиты на вылов водных биоресурсов для рыбодобывающих предприятий. Многие начинали работать по аукционным квотам, впопыхах оплачивая их и не имея возможности что-то планировать на предстоящий сезон. А ведь сразу после Нового года уже можно начинать рыбалку – обстановка в это время обычно благоприятная. Так когда-то и было.

14 янв. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1490 от 14 янв. 2004

В прошлом году минтаевая путина по существу была сорвана. Только 27 февраля правительство утвердило промышленные лимиты на вылов водных биоресурсов для рыбодобывающих предприятий. Многие начинали работать по аукционным квотам, впопыхах оплачивая их и не имея возможности что-то планировать на предстоящий сезон. А ведь сразу после Нового года уже можно начинать рыбалку – обстановка в это время обычно благоприятная. Так когда-то и было.

Начало нынешнего года ознаменовалось тем, что уже в первой декаде января Госкомрыболовства утвердило расчеты выделенных рыбацким предприятиям долей по вылову биоресурсов в соответствии с введенным после долгих дебатов новым механизмом распределения квот. Побывав в эти дни в Преображенской базе тралового флота, мы убедились, что такая оперативность вселила некоторый оптимизм в рыбацкие коллективы. Самое главное, чтобы теперь не вышло задержки с заключением договоров между Госкомрыболовства и пользователями и выдачей разрешительных билетов на вылов. А за флотом, экипажами судов дело не станет – они к промыслу готовы.

- Когда руководителей крупных рыбодобывающих предприятий Приморья 19 декабря пригласили в Москву и заверили в том, что на этот раз будет возможность начать минтаевую путину вовремя, многие, честно говоря, восприняли это с недоверием, - рассказывает генеральный директор Преображенской базы тралового флота Арслан Висаидов. – Однако теперь мы убедились, что это были не просто слова. На сегодня я имею весь расклад по выделенным предприятию промышленным лимитам и уже могу, исходя из этих цифр, планировать работу коллектива на год, а также на пять ближайших лет.

 Надо признать, что разговор с руководителями отрасли лицо в лицо сыграл свою роль. Дело сдвинулось с мертвой точки. Способствовала этому, считаю, и активная позиция регионов, в частности, нашего департамента рыбного хозяйства. Надо, конечно, отдать должное и сенатору от Приморского края Олегу Кожемяко, который приложил очень много сил для того, чтобы не допустить повторения вопиющей ситуации последних лет.

- А объемы выделенных базе лимитов вас устраивают?

- Я бы не сказал, что они достаточные, нет, их мало. Но позитивный момент в том, что мы знаем свою долю по каждой подзоне на предстоящие пять лет. Это позволяет строить долгосрочную программу развития, определить, например, какие суда ставить в ремонт, какие переоборудовать под те или иные объекты промысла, в частности, те, которыми мы раньше не занимались. Какие-то ресурсы сможем дополнительно приобрести на вторичном рынке. Ведь если лимиты небольшие, предприятию зачастую нет смысла снаряжать судно в рейс, поэтому они будут их продавать. А у тех же хабаровчан и магаданцев и вовсе почти не осталось ни добывающего, ни обрабатывающего флота, а квоты им  выделяются. Почему бы их не выставить на вторичный рынок? Механизм такого обмена между предприятиями будет закреплен в положении, которое сейчас разрабатывается.

Кроме того, будут еще научные программы, в которых участвует наш коллектив. Наука еще своего слова не сказала.

- Говорят, лиха беда – начало. А начинается год с минтаевой путины…

- Минтай дает задел на весь год: удачно пройденная путина позволит вовремя расплатиться с государством и рыбаками, закрыть те долги, которые накопились за период аукционного «безвременья». Поэтому в прошлом году, как бы тяжело ни складывалась ситуация на предприятии, главной задачей было - произвести серьезный ремонт своих добывающих и обрабатывающих судов, во всеоружии подойти к нашей главной путине.

На сегодняшний день капитально отремонтированы 11 СТРов. 2 плавбазы и 8 СТРов уже находятся в Охотоморье в районе промысла и только ждут подвоза разрешительных билетов. Их выдача должна начаться на днях для предприятий, заключивших договоры с Госкомрыболовства и внесших 10 процентов платы (от годовой суммы) за водные биоресурсы. Теперь все будет зависеть от того, насколько оперативно разрешения доставят в районы промысла. В прошлом году для этой цели была задействована даже авиация. Но задержки на этом этапе, думаю, быть не должно: инспекторское судно из Петропавловска-Камчатского может довольно быстро их доставить.

Кроме того, еще пятерка  отремонтированных СТРов готова выйти в море. Но поскольку лимиты на минтай небольшие, принято решение весь январь продолжать работу еще и на сельди. Обстановка в этом году позволяет вести ее добычу.

- Ученые прогнозируют, что в наши моря скоро вернется и сельдь иваси.

- Даже в нашу бухту летом иваси уже заходит. Все говорит о том, что эта рыба действительно вот-вот «объявится». Бывает, что она и 15, и 25 лет «гуляет», а потом возвращается на круги своя. И вот тогда встанет вопрос о переработке этой очень нежной рыбки. Об этом я всегда напоминал на совещаниях, когда поднимался вопрос об избыточности флота, лишних перерабатывающих мощностях. Сельдь иваси нужно перерабатывать буквально из воды, иначе не успеешь ее сберечь. Ведь это летняя рыбалка при высоких температурах, да еще рыба очень жирная. Мы сохранили суда, которые хоть завтра могли бы отправиться на ивасевый промысел. Поэтому ждем своего часа.

БЫСТРЫЙ СЕЙНЕР ПОЙДЕТ НА СЕВЕР

Несмотря на многочисленные финансово-экономические сложности минувшего года (грабительские аукционы разорили многие рыбацкие организации), руководство ОАО «ПБТФ» старалось всеми силами удержать предприятие на плаву и полностью подготовить флот к очередной путине. В жестких условиях финансового дефицита в капитальный и текущий ремонт судов были вложены очень серьезные средства. Как отметил первый заместитель генерального директора - главный инженер Преображенской базы тралового флота Вячеслав Браганец, на эти цели ушло почти 160 миллионов рублей.

- Мы были уверены, что рано или поздно правительство отменит систему несправедливых аукционов и рыбаки снова смогут отправиться в море на путину, - рассказал «В» Вячеслав Владимирович. - Поэтому в минувшем году, особенно во второй его половине, стали уделять особое внимание техническому обеспечению. На сегодняшний день только в Охотоморской экспедиции собрано 2 плавбазы - «Советское Приморье» и «Капитан Кабалик», 8 траулеров, в Беринговом море в районе мыса Наварина находится большой автономный траулер «Бухта Преображения». Приморские рыбаки ждут сигнала к началу промысла.

Одновременно в самом Преображении либо уже завершен капитальный ремонт, либо проводятся ходовые испытания, либо работы на завершающей стадии на большой группе судов. В конце января в море отправится плавбаза «Маршал Соколовский». Параллельно или следом на путину выйдут «Самоцвет», «Климовка», «Сазоново», «Сатино», «Славута», «Удобное». В капитальном ремонте находится транспортный рефрижератор «Комсомолия Калининграда». Необходимо отметить, что объем выполненных работ был очень значительным и оказался максимально сложным - с докованием, полной разборкой главных и вспомогательных двигателей, генераторов и винторулевых групп, палубного и навигационного оборудования, с предъявлением на класс регистра и в объеме ежегодного освидетельствования.

Работы проводились на собственном судоремонтном заводе и на предприятиях Находки, привлекались подрядные организации Приморья и Хабаровского края. Благодаря высокому качеству можно надеяться, что большинство судов сумеет без проблем поочередно справиться с минтаевой, сельдевой, лососевой и другими путинами.

Между тем база тралового флота уже строит планы на перспективу. Готовятся к модернизации 3 СТР, которые переделают под процессоры (поставят морозильные камеры, увеличат трюм под загрузку). В этом году будут достроены два мотобота для работы на прибрежном лове. Не исключено, что в скором будущем ПБТФ начнет обновлять крупно- и среднетоннажный флот. 

КОРОТКАЯ ПЕРЕДЫШКА «УДОБНОГО»

В середине декабря СТР «Удобное» вернулся в Преображение с промысла сайры и вот уже снова «под парами» – готовится к выходу на лов минтая. Капитан судна Владимир Степанов, получается, только Новый год дома и отметил. Но ему не привыкать – больше 30 лет рыбачит, да и капитаном уже четверть века.

На сайре работа была, как всегда, не из легких. А если уж совсем честно – адский это труд. Нежная рыба доставляет массу хлопот и требует очень бережного к себе отношения. Но иначе качественной продукции не получишь. Хотя по большому счету рыбалка осенью получилась удачной, сайры наловили больше, чем в прошлом сезоне. Еще бы предстоящая минтаевая путина не подвела. Такие опасения у капитана «Удобного» возникают при воспоминаниях о прошлогодней неразберихе на старте промысла минтая. Несмотря на то, что Преображенская база тралового флота еще в декабре выкупила аукционные квоты на минтай, до середины января не было разрешительных документов на лов. Пока их доставляли, рыбаки, не теряя драгоценного времени, начали лов. И тут же поплатились: 4 вышедшие на промысел судна были арестованы. В том числе СТР «Удобное». Так прошлогодняя минтаевая путина для экипажа судна прервалась, не успев начаться. Владимир Степанов верит, что на этот раз долгожданная рыбалка, с которой всегда связываются особые надежды, на этот раз состоится. Вот только прежнего ее размаха ожидать уже не приходится. Выделенные базе тралового флота лимиты на вылов минтая гораздо меньше объемов, которые предприятие добывало еще в позапрошлом году.

- С такими лимитами выгоднее, конечно, самим обрабатывать рыбу и сдавать не сырец, а уже готовую продукцию, - считает Владимир Михайлович. – В планах руководства ПБТФ переоборудование нескольких СТРов. Вполне возможно, что и «Удобное» попадет в это число, и тогда на траулере будет собственная заморозка. Но до того, как встать в ремонт, нам предстоит еще лов нерестовой сельди, потом снова сайра.

Пока ждали отхода в море, у старшего мастера добычи Василия Роя родилась дочь. Теперь в рейс «Удобное» уйдет без него – молодой отец останется дома помогать жене. Вместо него вахту подхватил Павел Пеньковский, с которым капитан уже рыбачил на «Гуманисте». Да и со многими другими членами экипажа Владимир Михайлович уже не один пуд соли съел – вместе работали не на одном, так на другом судне. Есть, конечно, и новички, но они хорошо влились в коллектив.

В экипаже «Удобного» царит «чемоданное» настроение: пора в Охотоморье, на минтай.       

СИЛА В МОРЕ - ЛЮБОВЬ НА БЕРЕГУ

В семье Владимира Веревкина - наиболее опытного капитан-директора плавбазы Преображенской базы тралового флота много лет поддерживается традиция: мужа и отца провожают в длительную экспедицию или встречают через несколько месяцев из рейса все наиболее близкие люди. Через две недели Владимир Иванович во главе экипажа «Маршала Соколовского» отправится в Охотское море. Само судно проведет в Охотоморье и Беринговоморье более года. Понятно, что рыбаки будут меняться между путинами. При этом капитан-директору Веревкину предстоит находиться в море дольше остальных.

Уроженец Краснодарского края попал в Приморье после окончания Херсонского торгового мореходного училища. В мае 1975 года он вышел матросом в свой первый рейс на плавбазе «Томск». С тех пор в его трудовой книжке значится только одно предприятие - ПБТФ. А вот должности и суда менялись. Прошел все штурманские ступени роста от четвертого помощника до капитан-директора. Одновременно успевал учиться в Московском заочном институте иностранных языков и в Дальрыбвтузе во Владивостоке.

Его жена Елена, четырехлетний сынишка Максим, старшие дочери Александра и Маргарита и даже любимец семьи пудель Йоська расстроены - разлука предстоит очень долгая. Однако Владимир Иванович знает, что на берегу его любят и ждут. Эта любовь придает ему силы. А потому он спокоен и уверен в море.

Автор: Страницу подготовили отдел спецпроектов, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»