Упертый трудоголик, или Красное вино для макаки
Месяц позитивной информации на “Горячей линии” “В” начался со звонка жительницы Александры Потаповой. “К нам в город, говорят, приехали новые цирковые артисты, - сказала Александра Петровна, - с номером, в котором обезьянки выступают… Я так люблю обезьян, это такие умные животные, их, наверное, и дрессировать легко? Расскажите, пожалуйста, про них и про дрессировщиков Якубовых…”
Месяц позитивной информации на “Горячей линии” “В” начался со звонка жительницы Александры Потаповой. “К нам в город, говорят, приехали новые цирковые артисты, - сказала Александра Петровна, - с номером, в котором обезьянки выступают… Я так люблю обезьян, это такие умные животные, их, наверное, и дрессировать легко? Расскажите, пожалуйста, про них и про дрессировщиков Якубовых…”
ВЫБИРАЮ ЦИРК
В 1981 году молодой акробат Фарид Якубов, стажировавшийся у Юрия Дурова, после полученных травм решил сменить специальность и стать дрессировщиком. Он сам себе придумал номер: пони, собака и обезьяна. Вскоре в номер пришла молоденькая ассистентка Наталья. Она легко находила общий язык с животными, совсем их не боялась… Это Фариду понравилось. Да и красота Наташи незамеченной не осталась… Через четыре месяца они поженились и вскоре расширили номер, набрали новых животных. А еще через годик – прямо в Новый год - Наталья сделала мужу необычный и самый лучший подарок.
1 января 1983 года представление цирка в Москве началось ровно в 19 часов. На общий парад-алле вышел и Фарид. Правда, мысли его были в роддоме, где на свет должен был появиться наследник или наследница… Когда Фарид вышел за кулисы, его подозвали к телефону: ровно в 19.00 у Натальи родился сын!
Выберет ли Вильдан Якубов – “новогодний сюрприз” - профессию дрессировщика, родители не загадывали. Они никогда не давили на сына, до 9 лет вообще к обезьянам не подпускали. Пусть сам выберет себе путь, считали Наталья и Фарид. “Цирк нельзя выбирать насильно, понимаете, - говорит Наталья Якубова, - его надо любить, очень любить… Только тогда что-то получится”. Вильдан поступил на экономический факультет одного из московских вузов, год проучился… И ушел в цирк. Собирается продолжить династию, готовит новые трюки с тремя молодыми обезьянками…
Возможно, в перспективе поступит в какой-нибудь творческий вуз. Мать и отец горды тем, что сын сам выбрал свою дорогу… Кстати, и с корреспондентами “В” беседовал именно Вильдан: в этот день у мохнатых артистов брали кровь на анализы, и Наталья была вместе с питомцами, при ней они спокойно относятся к врачам… Впрочем, иногда и ей удавалось добавить в рассказ пару-тройку занимательных историй…
10 СУРОВЫХ МАКАК
Сегодня в номере 10 обезьян (на сцену выходят семь, трое начинающих только постигают азы циркового искусства), две собаки, три пони. Два макаки-резуса и пять лапундеров - в номере только самцы (“Если взять девочку, наши кавалеры из-за нее передерутся и работать не станут”, - улыбается Вильдан) - ходят по канату, джигитуют, жонглируют…
- Наверное, обезьян с их страстью к подражательству дрессировать легко?
- Это хищники и очень упрямые животные. Мы берем их маленькими – годовалыми – из питомника в Сочи абсолютно дикими, они умеют только кусаться. Сначала обезьяна ни в какую не желает повторять трюки, требуются время, терпение, выдержка (иногда просто руки опускаются), чтобы она смирилась, почувствовала в дрессировщике вожака. Вот Оскар, ему восемь лет (кстати, у обезьян идет год за три, если переводить на человеческий возраст – ему 24) – вожак нашей стаи, он может даже выражать недовольство, если кто-то работает плохо: сурово так смотрит на халтурщика, тот сразу глазки опускает… стыдится. Но надо дать понять вожаку, что есть власть и над ним – мы с мамой. Когда животное понимает, что нас не переупрямить, становится послушным, легко учится трюкам, все перенимает, здесь уже наша задача только в том, чтобы не давать баловаться. Впрочем, многое зависит от интеллекта.
Двух одинаковых обезьян не бывает. У них разный аппетит, разное здоровье, ум… У нас был Мустафа – он даже ходить не мог научиться… бесполезно, около года репетировали. Выполнял самые легкие трюки – на что ума хватало.
- А как уживаются между собой обезьяны, собаки, пони?
- Самый сильный характер у обезьян – они вредины… Пони спокойные и меланхоличные, только немного недовольны бывают, когда обезьяна, заскакивая на спину, может ущипнуть за гриву…
(“Собаки у нас, - вступает в разговор Наталья, - редкой породы. Раньше у нас в номере работал их отец – аргентинский дог, сейчас – его дети: помесь с боксером. Очень верные и сильные животные. Собаки обезьян защищают, хотя те могут и ущипнуть… Макаки вечно “стрелки переводят” - их поругаешь, а они тут же начинают собакам рожи корчить, ругаться… Но собаки только плечами, если можно так выразиться, пожимают”.)
- Недавно прочла о том, что изобретен прибор, переводящий жесты обезьяны в слова… Нужны ли такие чудеса техники дрессировщику?
- Нет… Обезьяны великолепно понимают человеческую мимику, выражение лица - даже лучше, чем слова… И сами они мимикой могут сказать очень многое. Как они глаза стыдливо отводят… это нечто!
С утра, когда мы приходим к клеткам, они уже знают, кто идет, радуются… Когда вкусненькое им даешь, тоже такие мордочки строят – прямо большими буквами написано: КАК ХОРОШО!
- Расскажите об обезьяньем меню…
- Они – гурманы, несвежую еду просто есть не станут. Обезьян кормят четыре раза в день. Завтрак у них в 9 часов: чай с молоком или зеленый чай, хлеб, сухарики… Обед в час дня: каша, мясо, молоко, компот. В 16 – полдник, мы его прикормом зовем: семечки, орехи, траву даем. В 18.30 - ужин: яблоки, бананы, апельсины, морковка, картошка, помидоры и огурцы, тыква – самые разные фрукты-овощи… Обезьяны любят тыкву вареную, виноград. Лук и чеснок они едят как яблоки, очень им нравится.
- Иммунитет таким образом повышают? А вообще часто макаки болеют?
- В основном простудами… Мы хоть и бережем их, и обогреватель ставим, и фура у нас утепленная, и клетки специальные, но… (“Как-то в Уфе, - снова вступает в разговор Наталья, - один наш артист загрипповал. Температура под 40, кашель, а ветврача в цирке в тот момент не было. Ну я взяла его – и в человеческую больницу на такси… Там весь персонал сбежался! И анализы ему сделали, и лекарства выписали – на ноги подняли! Он очень хорошо себя вел: понимал, что если я рядом, если говорю, что все хорошо, значит, бояться не надо, и кровь спокойно взяли у него из вены, и таблетки дали… Таблетки мы делили, измельчали и смешивали с сиропом или медом. Я больше переживаю за здоровье своих животных. Человек может сказать, где у него болит, обезьяна нет… Здесь от меня многое зависит, не пропустила ли я что-то… Они – мои партнеры, если кто-то заболевает, это сказывается на всем номере, этого нельзя допустить. Поэтому раз в год животные проходят диспансеризацию, мы тщательно следим за их здоровьем”.)
- А есть еще у нас обезьянка со слабым сердцем, - продолжает Вильдан. - Мы ей раз в неделю даем красное вино. Первый раз пить не хотел, а потом понравилось! И во время перелетов даем макакам красное вино всем – чтобы согрелись. Звери в принципе легко переносят перелеты, но главное – соблюдать режим. Мы кормим их строго по времени, поэтому задержка на пять-десять минут вызывает у них негодование: почему нет еды, что такое? Возмущаются! И собаки, кстати, их поддерживают, скулят, будто год не кормленные… Артисты!
Костюмы для обезьян – яркие фраки, кавказские бурки, чалмы, штанишки - Наталья шьет сама, сама и придумывает фасоны. К облачению в человеческий наряд животные относятся философски-спокойно… Надо, значит…
- Вы много лет работаете с обезьянами, знаете их характер как никто другой. Скажите, пожалуйста, каким будет год Обезьяны?
- Ух… К такому вопросу я не готов, - улыбается Вильдан. – Обезьяна - непредсказуемое, но справедливое животное. Они не терпят к себе плохого отношения: как ты к ней, так и она к тебе.
- А еще, - добавляет Наталья, - очень темпераментные и трудолюбивые животные, они никогда просто так не сидят. Обезьяны без дела не сидят вообще. У них это от природы. Если макака сидит просто в углу, это значит, что она уже и пол погрызла, и шерсть вычесала, и все проверила, что можно… Скоро опять найдет себе занятие.
Они настойчивы: если захочет макака добиться лидерства в стаде, то добьется. Так что будущий год явно будет благоволить к упертым трудоголикам. А еще обезьяны очень чистоплотны, на них нет никаких блох, даже перхоти, потому они все время перебирают себе шерсть: сориночку, не дай бог, пропустили… Наверное, и год будет без грязи…
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»