К себе. Через «Арку»
Персональная выставка Всеволода Мечковского «Басни» откроется в галерее «Арка».
Персональная выставка Всеволода Мечковского «Басни» откроется в галерее «Арка».
...Как водится, название идет от замысла. «Басни» - имеет расшифровку: боги, ангелы, святые, навьи, идолы. В эти пять слов вместился, пожалуй, весь жизненный опыт художника.
Он был когда-то юным: острые глаза и столь же острая мефистофельская бородка. И вряд ли кому-то приходило в голову называть его Всеволодом: звали или по фамилии – Мечковский, или просто Сева. В Союзе художников есть фотография двадцатилетней давности – он в компании коллег по цеху. Мечковский, Тушкин, Пырков, Шлихт, Собченко и Федоров на фоне Приморской картинной галереи накануне выставки «Приморская шестерка»...… Как в известном фильме той же эпохи «молоды, счастливы, талантливы…». С тех пор прошло почти два десятка лет. Изменилась страна, изменился отдельно взятый человек. Групповых выставок, в которых Мечковский начал участвовать в 1971 году, в творческой биографии художника больше двадцати. Сегодня все больше персональных, их число приближается к десятку.
Юбилейная, приуроченная к 55-летию, которая прошла два года назад в Приморской картинной галерее, как и полагается, демонстрировала все, что можно объединить условным названием «итоги». Живописные работы, графические зарисовки с натуры, подсмотренной здесь же, рядом с мастерской, книжная иллюстрация, которой он занимался плодотворно многие годы, создав целую галерею образов к произведениям Салтыкова-Щедрина, Войновича, Булгакова, Гоголя, плакаты, календари, дружеские шаржи. Мечковский выступил в тандеме с экодизайнером Татьяной Жуковой, связав, казалось бы, несовместимое.
Сравнение – дело неблагодарное. И все же... Нынешняя выставка гораздо более лаконична. Но это только внешняя сторона, форма. Что касается содержания... Есть ли более всеобъемлющая идея, нежели Бог и то, что с ним связано? В свое время после окончания архитектурного факультета Мечковский оказался в одном из закрытых институтов Минатома, проектировал города будущего. К тому времени относятся его первые «картинки» (так он сам их именовал), и уже в то время идея Вселенского разума, Всевышнего, чей замысел всегда мудрее и дальновиднее человеческого, не покидала Мечковского.
Работая над «Баснями», художник признался, что поиски Бога человеком занимали его всю жизнь: «Сегодня модно рассуждать о вере и ее месте в жизни человека. Но я о другом... Что-то есть внутри каждого из нас. Вот этой работе больше 30 лет. Пересматривал недавно написанное. Каждая третья работа – поиски Бога. Возраст здесь ни при чем, а то, знаешь, любят говорить: постарел – решил к вечности поближе...».
И правда, при чем здесь возраст? В 10 заповедях ведь говорится о детях, о женах, о родителях – о том человеческом, которое остается непреходящим во все времена. Художник – о том же. И порой так пронзительно, что кажется, не выдержит в одночасье сердце.
«Авраам». Лаконичный рисунок: не понять, женщина ли, мужчина – лица не видно, да и не принципиально, ведь все едино, родитель – держит на руках младенца, страшась отпустить в жизнь. Потому нет ничего сложнее и непонятнее этой самой жизни, и каждый из нас проходит свой путь страданий.
Другая работа - «Капище» - своеобразное исследование русских корней (малоизвестное «навьи» из названия выставки расшифровывается как «нечистая сила»). Веет древностью, и все те же вечные вопросы проглядывают сквозь частокол, окруживший человеческое жилище.
Центральную работу выставки Всеволод назвал «Бог и его провайдеры». Человек – большой компьютер, внутри все те же вечные поиски, и каждый винтик служит единой идее.
К слову, если говорить о творческом методе Мечковского – это прежде всего метафоризация действительности. И снова – это всего лишь форма. Если оглянуться на историю, христологическая идея занимала художников во все времена. В свое время картины служили Библией для неграмотных, лишь иллюстрируя сюжеты Нового и Ветхого заветов.
Сегодня буквальная иллюстрация, пожалуй, не нужна. Религиозная безграмотность сделала свое дело – картинка остается не наполненной смыслом. Если только художник не предлагает зрителю разделить собственные мысли в поисках пути к самому себе.
Автор: Ольга ЗОТОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»