Экономики всех стран, объединяйтесь!
В четверг вечером в аэропорту Владивостока, сразу после того как прибыл самолет из Японии, двое участников правительственной делегации, возглавляемой премьер-министром РФ Михаилом Касьяновым, - губернатор Приморского края Сергей Дарькин и полномочный представитель президента Российской Федерации в ДВФО Константин Пуликовский ответили на вопросы журналистов.
В четверг вечером в аэропорту Владивостока, сразу после того как прибыл самолет из Японии, двое участников правительственной делегации, возглавляемой премьер-министром РФ Михаилом Касьяновым, - губернатор Приморского края Сергей Дарькин и полномочный представитель президента Российской Федерации в ДВФО Константин Пуликовский ответили на вопросы журналистов.
Как отметили оба высоких чиновника, сегодня можно определенно сказать, что Япония поворачивается лицом к российскому Дальнему Востоку. За 2003 год товарооборот между Россией и Японией составил около 5 млрд. долларов.
- Цифра весомая, - сказал Константин Пуликовский, - но это еще не предел. Сейчас имеются все возможности увеличения этой цифры вдвое и втрое.
МИРНЫЙ ДОГОВОР ЧЕРЕЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
- Сейчас в целом изменилась ситуация в отношении Японии к России и к российскому Дальнему Востоку, - считает Константин Пуликовский. - Я четвертый год здесь работаю и ощущаю это. Много было встреч на различном уровне и в нашей стране, и у соседей. Японский бизнес самостоятельно не может повернуться в нашу сторону, это политика государства, но отношение к России стало намного ближе. Проблема северных территорий в Японии, конечно, есть, даже в момент нашего визита на эту тему было два небольших митинга. И в ходе переговоров этот тонкий вопрос затрагивался, но, самое главное, эта проблема не ставилась, как ранее, во главу угла. Чем больше экономики наших стран будут связаны между собой, тем быстрее и легче мы найдем понимание и разрешим эту проблему. Экономика начинает влиять на политические решения, потому что именно экономика начинает связывать наши страны.
Предложение по созданию на Дальнем Востоке - во Владивостоке или в Хабаровске - филиала «Российско-японской комиссии по экономическому развитию и инвестициям» для более тесного и оперативного сотрудничества, которое в ходе переговоров высказала министр иностранных дел Японии Ёрико Кавагути, мы в душе поддержали, но ответа пока не дали.
НЕФТЬ И ГАЗ
Японские компании уже вкладывают свои деньги в сахалинские нефтегазовые проекты, на сегодня инвестиции составили 10 млрд. долларов. На юге Сахалина строится завод по производству сжиженного газа, ежемесячные финансовые вливания составляют 250 млн. долларов. В рамках сахалинских проектов в Приморье строится основа для нефтяной платформы.
«Тихоокеанский проект» - так премьер Михаил Касьянов называет нефтепровод Ангарск - Приморье - это внутреннее национальное дело России. Строительство «трубы» на китайский Дацин - это параллельный, но не альтернативный проект частной компании «ЮКОС». «Мне очень приятно, что определено: нефтепровод будет строиться на Японию, - сказал Сергей Дарькин. - Можем более точно сказать, что это все-таки будет бухта Перевозная. По моим, по крайней мере, данным. Вопрос в том, когда он будет построен - либо через 20 лет, либо через 7 лет».
- Сейчас дело за экспертами, - считает полпред Пуликовский. - При нормальных инвестициях этот нефтепровод технологически можно построить за три года. Позиция нашей страны заключается не в том, кого выбрать, кто политически нам ближе - Китай, Япония или США, или кто больше денег вложит в этот проект. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке разведка запасов углеводородов окончательно не произведена.
БРАКОНЬЕРСТВО И МОРЕПРОДУКТЫ
- Я думаю, что в 2004 году мы уже полностью оптимизируем весь рыбохозяйственный комплекс Дальнего Востока, и это будет одна из передовых отраслей, - заявил Сергей Дарькин.
Вопросы браконьерства обсуждались на встрече с министром иностранных дел госпожой Кавагути и непосредственно с премьером Коидзуми. Японская сторона полушутя сказала - мол, любим мы рыбу и морепродукты, поэтому к нам и идет российский рыбак, и оттолкнуть его вроде было бы и неправильно. Но за последние годы увеличивается именно цивилизованная торговля морепродуктами. Три года назад на браконьерстве Россия ежегодно несла потери порядка двух миллиардов долларов, а сегодня говорят о цифре в 700 миллионов долларов. Японская сторона сейчас представляет данные по всем судам, которые заходят в их порты. «Мы пока не имеем достаточно подробные сведения, что это за суда и с чем они туда приходят, но, по крайней мере, по каждому судну по документам, по тоннажу и по дате мы эту информацию имеем, - говорит Константин Пуликовский. - Если какая-то компания не получила соответствующие квоты, а ее суда заходят в Японию и предлагают рыбопродукцию, - можно утверждать, что это контрабанда. Мы уверены, что ситуация будет улучшатьс
я и наше взаимодействие приведет к обоюдному успеху».
ЯПОНСКИЙ БИЗНЕС ПРИДЕТ В РОССИЮ
Продолжается строительство завода по подготовке труб для сахалинских нефтегазовых проектов около порта Восточного. На встрече Михаила Касьянова с правительством Японии и деловыми кругами как «пилотный» проект обсуждалось строительство в Приморье портовых сооружений и еще несколько замыслов, которые сейчас находятся на рассмотрении в правительстве РФ и администрации края. Рассматривался вопрос о строительстве на Дальнем Востоке завода по производству - не по «отверточной» сборке, а именно по производству - японских автомобилей. Прозвучали предложения японской стороны по возведению предприятия для производства нового автомобильного топлива - метилэфира.
КИМ ЧЕН ИР НАМ ДРУГ, НО БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖЕ
В ходе встреч поднималась и тема ядерного оружия на Корейском полуострове. На первой шестисторонней встрече в этом году в Пекине ни одна сторона не ждала от переговоров каких-то конкретных результатов; вторую встречу участники готовили на декабрь этого года, но она уже вряд ли состоится, теперь переговоры запланированы на январь-февраль 2004 года. Константин Пуликовский: «Я считаю большим результатом, что все шесть сторон высказали глаза в глаза свое понимание данной проблемы и собственное отношение к ней. Конечно, это было неприятно выслушивать северокорейской стороне, но это дает нам право надеяться на продолжение таких переговоров на более высоком уровне, а не на уровне заместителей министров иностранных дел. Я вижу в Ким Чен Ире дальновидного политика. Позиция, которую они высказывали еще полгода назад, - это дорога в никуда. Я очень надеюсь, что совместными усилиями мы эту проблему сможем разрешить».
Автор: Андрей ГОРЯЙНОВ, «Владивосток»