Зима. Водитель, торжествуя…

Безобразная сцена разыгралась намедни во владивостокском автобусе 60-го маршрута, по которому довелось ехать и корреспонденту “В”. Дорулив из центра до остановки “Ул. Постышева”, водитель выбрался из-за своей загородки, встал лицом к пассажирам и потребовал, чтобы те, у кого имеются удостоверения льготников, подняли руки, как в пионерском салюте. Жертв оказалось пятеро, и водитель выгнал их вон.

18 дек. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1479 от 18 дек. 2003

Безобразная сцена разыгралась намедни во владивостокском автобусе 60-го маршрута, по которому довелось ехать и корреспонденту “В”. Дорулив из центра до остановки “Ул. Постышева”, водитель выбрался из-за своей загородки, встал лицом к пассажирам и потребовал, чтобы те, у кого имеются удостоверения льготников, подняли руки, как в пионерском салюте. Жертв оказалось пятеро, и водитель выгнал их вон.

- Дальше не повезу, - кричал обнаруживший столько “бесплатных” седоков шофер. – Вылезайте! Я сегодня уже 15 таких перевез. С меня хватит!

Кто-то из инвалидов и заслуженных ветеранов пытался протестовать, кто-то униженно просил подвезти еще немного – мол, мне доехать осталось всего-то до следующей остановки. Пробовали заступиться за выгоняемых “платные” пассажиры этого большого, вместительного автобуса. Но просьбы только озлобили водителя, впоследствии представившегося корреспонденту “В” как Назым Казымов. Выпучив глаза, он заорал:

- Автобус сломался и никуда не поедет!

В “сломанном” состоянии автобус с госномером ВР 536 25 RUS остался до тех пор, пока с его ступенек не сползла на тротуар последняя, пятая жертва права на льготный проезд. Избавившись от обузы, коммерческий перевозчик одновременно завел мотор и речь, которой услаждал слух пассажиров, ворча вплоть до конечной остановки:

- Я никого не боюсь! Хочешь ездить в автобусе – плати семь рублей. Есть напечатанный закон Дарькина, чтобы льготников не возить. Могу показать, если кому надо.

Такие, “кому надо”, нашлись, но водитель, огрызнувшись на предложение продемонстрировать упомянутый документ, заявил, что держит “закон Дарькина” дома, а взамен этой ценной бумаги показал непристойный жест.

- Это просто кошмар, - шокирована шоферской разнузданностью Тамара Коркищенко, рядом с которой довелось сидеть автору этих строк в вышеназванном автобусе. – Куда подевались нормальные водители? Что ни поездка – шофер пышет злобой, прямо убить нас готов.

С Тамарой Константиновной наверняка согласятся многие владивостокцы, кто пользуется автобусами. И вправду, отношения между водителями и пассажирами в краевом центре сложились противоестественные. На смену сервису, то есть цивилизованному обслуживанию клиентов, пришло откровенное хамство, порожденное безнаказанностью.

У журналистов есть такое присловье: “Только ленивый не писал о…”. Действительно, уже как-то неловко вновь вспоминать о самовольном повышении коммерческими перевозчиками с 3 ноября платы за проезд. По-настоящему их не одернул никто, и водители с благословения своих начальников пришли к выводу, что им позволено все. Уже полтора месяца они всячески оскорбляют тех, кто рискует протянуть не 7, а 5 рублей. Теперь вот нагло изгоняют из автобусов льготников.

Все это стало возможным потому, что те, кому положено, вовремя не решают больные вопросы – будь то повышение платы за проезд или какая-либо компенсация “автобусникам” перевозок льготников. Тем временем перевозчики в подтверждение своих амбиций ссылаются на некие письма, протоколы и даже “закон Дарькина”. Мы же, пассажиры, вынуждены практически в каждой поездке выслушивать брань шоферов, вопящих, что они мало зарабатывают, горючее и все прочее покупают на свои деньги и поэтому выжмут из нас два рубля в дополнение к пяти, а льготников возить не будут.

Воплям водителей об их ничтожных заработках не верится. Достаточно проехать на переднем сиденье по тому же 60-му маршруту от “Маяка” до “Варяга” и визуально подсчитать выходящих на остановках пассажиров и выручку, полученную водителем за один этот рейс. А сколько рейсов он сделает за день?

К слову, не так давно один мой знакомый, временно оказавшись без работы по специальности, устроился на автобус 58-го маршрута. За пару проработанных там месяцев парень заметно улучшил свое материальное положение. Он рассказывал, что ездить по маршрутам № 58, 59, 60 очень выгодно: пятаков за день набирается столько, что вечером, отдав положенное хозяину автобуса, механику, оплатив горючее и “крышу”, водитель кладет себе в карман от 900 до 1500 рублей. Многие ли из нас с вами могут похвастать подобным заработком?

Любой горожанин-пассажир знает, что количество якобы проданных билетов ни о чем не говорит – их нам как не давали, так и не дают, - что истинную выручку перевозчики скрывают, что вследствие безнаказанности шоферского рвачества и хамства некоторые водители буквально потеряли человеческий облик. Неужели мы перед ними совсем беззащитны?

ПОИСК МАРИОНЕТОК

Отдел социально-экономических проблем «В»

Мэрия Владивостока решила не мытьем, так катаньем вернуть себе власть над «частным извозом» и таким образом реабилитироваться в глазах пассажиров. В субботу она проведет конкурс на муниципальный заказ среди организаций, занимающихся перевозками пассажиров в краевом центре. И вполне вероятно, что ноябрьские бунтовщики не пройдут его, если, конечно, не вернут пять рублей за проезд. Тогда костяк пассажирского рынка будет находиться в руках муниципальных предприятий. Иначе говоря, в руках тех, кто окажется более податливым в вопросах цен. Посмотрим, как оно будет на самом деле.