Константин Пуликовский: Очередной переворот нам не нужен…
12 декабря Россия отмечает десятую годовщину принятия Конституции РФ. По этому случаю на вопросы «В», а также нескольких других дальневосточных изданий согласился ответить полномочный представитель президента России в ДВФО Константин Пуликовский – человек, олицетворяющий на Дальнем Востоке федеральную власть.
12 декабря Россия отмечает десятую годовщину принятия Конституции РФ. По этому случаю на вопросы «В», а также нескольких других дальневосточных изданий согласился ответить полномочный представитель президента России в ДВФО Константин Пуликовский – человек, олицетворяющий на Дальнем Востоке федеральную власть.
- Удалось ли к настоящему времени привести региональную нормативно-правовую базу региона в соответствие с Основным Законом страны?
- В значительной степени – да. Три года назад некоторые региональные законы порой кое-где на местах считались главнее законов федеральных. Что, естественно, неконституционно. Отчасти это происходило из-за того, что региональные законы принимались иногда раньше федеральных. Кстати, при принятии федеральных законов учитывался законотворческий опыт регионов.
В Дальневосточном федеральном округе действует свыше 2 тысяч законов и более 23 тысяч нормативно-правовых актов органов власти субъектов федерации. За три года выявлено 1590 нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. В соответствие с Основным Законом страны приведено 1444 региональных закона.
- Как обстоят дела в округе с защитой основных конституционных прав граждан? Налажена ли полпредством «обратная связь»?
- В каждом субъекте Дальневосточного федерального округа работают общественные приемные полномочного представителя президента РФ, и не только в столицах регионов. С населением работают непосредственно главные федеральные инспектора, можно обратиться и прямо ко мне. Поэтому положение на местах нам известно.
К сожалению, не всегда и не везде идеально соблюдаются права граждан. Для того и существует государственная власть, особенно президентская, чтобы контролировать и гарантировать исполнение прав и свобод человека.
Тяжелым вопросом в округе, например, является обеспечение жилых домов и объектов социального назначения теплом и горячим водоснабжением. В некоторых регионах ситуация нормальная, в некоторых нет. Часто тяжелые ситуации складываются по вине конкретных руководителей. Приходится вмешиваться, что-то подсказывать, где-то принимать меры.
- Константин Борисович, вы лично голосовали за Конституцию РФ в 1993 году. Устраивает ли вас как гражданина данный документ?
- Да, голосовал. При принятии новой Конституции РФ столкновение двух проектов отражало разные подходы к проведению назревших реформ. Одни считали, что реформы нужно проводить, опираясь на сильную президентскую власть, другие говорили о демократии парламентского типа. Но в главном – в необходимости создания правового государства с приоритетом прав человека разногласий не было.
Наша юридическая наука показала свою подготовленность к принятию новой Конституции, поскольку всегда серьезно изучала право государств с развитой устоявшейся демократией. Хотелось бы напомнить, что ее проект не только уверенно прошел международную экспертизу, но и был признан одним из самых демократических в мире.
В Конституции закреплено федеративное устройство нашей страны. В ней четко прописаны права не только федерального центра, но и права регионов. Мы можем прочитать и о сферах совместного ведения региональной и федеральной властей. На основе Конституции мы создали демократическое государство, сделали невозможной дискриминацию, не говоря уже о массовых репрессиях, неоправданных привилегиях, идеологических стеснениях свободы человека. Власть ограничена судебным контролем. Развивается местное самоуправление. Все основные органы власти избираются. Преодолена конфронтация законодательной и исполнительной властей. Стали реальностью свобода вероисповедания, свобода слова, многие другие гражданские свободы. Статья 46 Конституции позволяет гражданину обжаловать в суде любое решение, действие или бездействие органа власти, и люди ею пользуются. А статья 53 гарантирует гражданам возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов власти, должностными лицами. В то же время в Конституции прямо записаны основные обя
занности граждан: соблюдать законы, платить налоги, уважать права и свободы других лиц, заботиться о детях и нетрудоспособных родителях, сохранении природы и окружающей среды, получить основное общее образование, защищать Отечество.
- Необходима ли ревизия некоторых статей Конституции РФ? Например, вновь начались разговоры об укрупнении регионов...
- Многое можно исправить или улучшить, не пересматривая Конституцию. Нам необходимы стабильность и консолидация общества, а не очередной переворот. Конституция 1993 года уже показала себя в действии. В США, например, Конституция существует без пересмотров с возникновения государства, просто постепенно вносятся поправки и дополнения. Что касается вопроса укрупнения регионов, то такая возможность предусмотрена. Но решать вопрос объединения краев и областей должны только жители этих регионов и никто другой. Это должно проходить на основании референдума.
- Как вы относитесь к отмене смертной казни в РФ?
- В России сейчас действует мораторий на данный вид наказания. Думаю, что это правильно. Никто не должен отнимать у человека основное право – право на жизнь. Большая часть развитых демократических государств уже отказалась от использования казней, при этом уровень преступности у них не растет, а снижается. Страх перед этим видом наказания не сильно сдерживает преступников, а вот риск казнить невиновного всегда остается. Даже единичный случай заставляет задуматься о целесообразности такой формы наказания. Тем более что Россия обязана отменить смертную казнь как член Совета Европы.
- Некоторые считают, что институт полпредов президента является неконституционным органом…
- Мы, полпреды, являемся сотрудниками администрации президента Российской Федерации. Посмотрите статью 83 Конституции нашей страны. В ней упоминаются и администрация президента, и полномочные представители главы государства.
Полпреды существовали и до указа Владимира Путина о создании федеральных округов, только они были в каждом субъекте России и выполняли другие функции. Президент оптимизировал структуру, поставил полпредам реальные и конкретные задачи, исходя из складывающейся ситуации в стране, уменьшил их число. Властная вертикаль стала более четко выстроенной. Эффективнее заработала система прохождения информации, работа федеральных структур на территориях. Что очень важно – у региональных властей появился консолидирующий фактор.
Мы создали координационный совет руководителей исполнительных органов власти краев и областей Дальнего Востока. Губернаторы-соседи всех дальневосточных регионов впервые, подчеркиваю, впервые собрались вместе и увидели друг друга. Даже различным властным органам, не говоря уже об экономическом секторе, полезнее действовать сообща, а не по принципу «лебедя, рака и щуки». На совещаниях в полпредстве они обмениваются опытом, своими достижениями в разных отраслях народного хозяйства, укрепляют экономические связи. Они выступают единым фронтом в лоббировании интересов своих территорий.
Различные обвинения, конечно, раздаются в наш адрес. Но я не думаю, что истинные причины здесь в трепетном отношении к Конституции или в ее непонимании. Некоторым, наверное, мешает наша работающая реально на территориях, контролирующая структура. Кого-то, наверное, мы раздражаем своим присутствием. А вот сколько от нашей деятельности пользы - решать только президенту России.
- Считаете ли вы, что Конституция России сыграла позитивную роль в развитии страны за прошедшие 10 лет?
- Да, конечно. За десять лет в стране принято много законов, регулирующих организацию государственной власти и положение граждан.
Сегодня уже сделаны значительные шаги в развитии конкурентного рынка, разделении властей, формировании гражданского общества, свободы слова, других демократических принципов. Конечно, это не сиюминутный процесс. Современные развитые демократии шли по этому пути веками, мы в этом отношении еще совсем молоды. Но Россия уже признана страной с рыночной экономикой, высоким инвестиционным рейтингом. Наша страна заработала авторитет на международной арене. Есть в этом большая заслуга нынешнего руководства России и лично президента Владимира Владимировича Путина.
Конечно, многого еще предстоит добиться. Нам нужна сильная, современная мобильная армия, эффективная и удобная налоговая система, конвертируемый рубль, более значительный, чем сегодня, валовой внутренний продукт, конкурентоспособная экономика, эффективно работающий административный аппарат, достойный уровень жизни населения и многое другое. Для достижения этих и других показателей мы и продолжим работать дальше.
Россия должна быть сильным, демократическим государством с достойными условиями для жизни людей. Россия должна быть государством, заслуживающим уважения как на международной арене, так и со стороны самих граждан Российской Федерации.
Автор: Евгений МАКАРОВ, «Владивосток»