Не болтай!
На вопросы о государственной тайне и ее защите отвечает профессор Дальневосточного госуниверситета Семен Улицкий.
На вопросы о государственной тайне и ее защите отвечает профессор Дальневосточного госуниверситета Семен Улицкий.
- Семен Яковлевич, известно, что в последнее время в России прошло несколько судебных процессов, связанных с разглашением государственной тайны. Хотелось бы знать, что у нас считают государственной тайной и как эта тайна в России защищена.
- Государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может причинить ущерб безопасности РФ.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (ч. 4 ст. 29 Конституции России).
Ответственность за разглашение государственной тайны предусмотрена ст. 283 Уголовного кодекса Российской Федерации. Она гласит:
I. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц при отсутствии признаков государственной измены, - наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Тo же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Разглашение государственной тайны, как видно из текста закона, влечет такое наказание лишь “при отсутствии признаков государственной измены”, т. е. тогда, когда виновный не желал нанести ущерб безопасности нашей страны. Иными словами, когда мотивом разглашения было, например, хвастовство, стремление показать свою осведомленность.
Если же виновный разглашает государственную тайну «в ущерб внешней безопасности России», то он отвечает уже по ст. 275 Уголовного кодекса за государственную измену. Она предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
- Как проходит допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне?
- По общему правилу такой допуск осуществляется в добровольном порядке по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации после проведения компетентными органами необходимых проверочных мероприятий. Цель проверки - выявление обстоятельств, которые могут служить основанием к отказу в допуске к государственной тайне, например, неснятая судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления.
- Вы сказали, что такой порядок является общим правилом. А знает ли это правило исключения?
- Да, знает. Закон не исключает и иной порядок доступа к государственной тайне для определенного круга лиц. Скажем, депутаты Государственной думы России и члены Совета Федерации имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, независимо от того, проходили или не проходили они специальную процедуру допуска к тайне. Но за разглашение государственной тайны они все равно отвечают на общих основаниях.
- Интересно, должен ли проходить предварительную проверку защитник обвиняемого в уголовном процессе, если процесс связан с государственной тайной?
- Важно разграничивать понятия “защитник” и “адвокат”. Защитник - это человек, осуществляющий в установленном в законе порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающий им юридическую помощь по уголовному делу.
Защитниками являются прежде всего лица, имеющие статус адвоката. Решение о присвоении юристу такого статуса принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате края, области или иного субъекта Российской Федерации (ст. 12 закона об адвокатской деятельности и адвокатуре).
Но по определению суда в качестве защитника могут быть допущены также один из близких родственников обвиняемого или иное лицо (ст. 49 УПК РФ).
27 марта 1996 г. Конституционный суд России постановил, что адвокат, избранный обвиняемым, вправе знакомиться с имеющимися в уголовном деле материалами государственной тайны, независимо от того, проходил или не проходил он процедуру допуска к государственной тайне.
Если же в уголовном процессе по делам, связанным с государственной тайной, участвует защитник, не имеющий статуса адвоката, то он должен получить допуск на основе общей процедуры.
- А должны ли оформлять допуск к государственной тайне работники прокуратуры и судьи?
- Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться там на службе, когда оно отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений (ч. 2 ст. 40-1 федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”).
Судьи же рассматривают дела, связанные с государственной тайной, в силу своего правового положения. Оформлять им специальный допуск не надо (ст. 21-1 закона о государственной тайне).
- А как быть с присяжными заседателями? Рассматривают же они сейчас в Москве дело Игоря Сутягина, обвиняемого по ст. 275 УК РФ в государственной измене в форме выдачи государственной тайны.
- Я полагаю, что рассмотрение дела Сутягина судом с участием присяжных заседателей основано на недоразумении, ибо присяжные вообще неправомочны слушать дела, в материалах которых есть государственная тайна.
- А почему?
- По смыслу ч. 5 ст. 217 Уголовно-процессуального кодекса России обвиняемый вправе ходатайствовать о рассмотрении его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей не всегда, а лишь в случаях, предусмотренных в п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ. Эта норма содержит перечень статей, предусматривающих ряд преступлений (необязательно особо тяжких), подсудных краевому, областному и приравненным к ним судам.
Между тем о подсудности этим судам любых дел, в материалах которых имеются сведения, составляющие государственную тайну, теперь уже говорит п. 3 части третьей ст. 31 УПК РФ (в редакции от 4 июля 2003 г.). Им и надо руководствоваться (ст. 4 УПК РФ).
Поскольку в ч. 5 ст. 217 УПК РФ нет указания на возможность рассмотрения дел, связанных с государственной тайной ( п. 3 ч. 3 ст. 31 УПК РФ), следует полагать, что дела о государственной измене, убийстве при отягчающих обстоятельствах, терроризме, незаконном освобождении от уголовной ответственности и других преступлениях, перечисленных в п.1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ, суд вправе рассматривать с участием присяжных лишь тогда, когда в материалах этих дел нет сведений, составляющих государственную тайну.
- Правильно ли, по-вашему, новый закон пошел по этому пути?
- Думаю, что да. Хотя бы потому, что у присяжных заседателей обычно нет допуска к государственной тайне.
- Но ведь нам говорят, что присяжные – те же судьи. А судьям, как вы сказали, допуск оформлять не надо.
- Широко распространенное мнение, что присяжные – те же судьи, не основано на нынешнем законе. Видимо, eго сторонники по инерции смешивают понятия “народный заседатель” и “присяжный заседатель”.
Народные заседатели пользовались теми же процессуальными правами, что и профессиональные судьи.
Но с 1 июля 2003 г. введен в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс. Он уже не предусматривает участия в уголовном процессе народных заседателей.
Присяжные же заседатели, в отличие от народных, выносят лишь вердикт о виновности или невиновности подсудимого и высказывают мнение, заслуживает ли он снисхождения.
Поэтому ст. 334 УПК РФ разграничивает права судей и присяжных заседателей, а ст. 11 Федерального конституционного закона о судебной системе указывает, что судьями сейчас являются лишь юристы, осуществляющие правосудие на профессиональной основе.
Таким образом, юридических оснований для участия присяжных заседателей в судебном рассмотрении уголовных дел, связанных с государственной тайной, на мой взгляд, сейчас нет.
Автор: Виктор ПРОНИН, «Владивосток»