Сергей Лепский: Во Владивостоке можно создать любой театр…
Этот разговор должен был состояться. Настоящее время - время затишья. И оно требует чьего-то вмешательства и слова. Нужен спор, скандал, примирение или шаг…
Этот разговор должен был состояться. Настоящее время - время затишья. И оно требует чьего-то вмешательства и слова. Нужен спор, скандал, примирение или шаг…
Выпускник театрального факультета ДВГАИ, ученик Александра Запорожца, известный далеко за пределами России, Сергей Лепский живет и работает во Владивостоке. Сферу деятельности Сергея нельзя охарактеризовать одним словом. «Называйте меня человек и пароход», - смеется он. И это правда. Многие знают его как художественного руководителя продюсерского центра «С-ТВ» и автора рекламных роликов на социальную тему, телевизионных фильмов и программ. Другие отвечают, что Сергей режиссер-постановщик театральных проектов и автор нашумевших публицистических работ. Третьи помнят его как активного участника дискуссий и «круглых столов», где обсуждаются проблемы культурного пространства Владивостока.
Последние проекты: спектакль «Королева насекомых», который явился новым драматическим экспериментом в нашем городе, и визуальный перфоманс «Поколение XXI» в 2002 году. После этого Сергей занимался постановкой театрализованных представлений к массовым праздникам. Снял фильм «Красное и белое» на стихи Иосифа Бродского, своего любимого поэта. Фильм, к слову, тоже одна из форм современного искусства - видеоарт - в котором преуспел Лепский.
В разговоре со мной он - талантливый художник и представитель авангардного направления в драматическом искусстве.
- Сергей, чем вы занимаетесь сегодня?
- Жду. Во-первых, жду звания почетного деятеля культуры, приказ подписан в министерстве. Во-вторых, выжидаю время, чтобы сделать шаг. Планов много, все они касаются театра.
Проект «Достоевский в театре», включающий спектакли по мотивам произведений «Сон смешного человека», «Преступление и наказание». «Трамвай «Желание» - тоже театральная работа. И еще…... Не факт, что это будет осуществлено здесь…
- Возможен ли во Владивостоке авангардный театр? Есть ли зритель?
- В принципе, во Владивостоке, как в маргинальном городе, возможно все. Здесь реально создать любой театр, но вопрос: как долго он будет жить? Высокое искусство в нашем городе не выживет, ставить авангардные спектакли не для кого. Нет критической массы для таких проектов. Опыт «Королевы насекомых» показал, что зритель разный, смотрит, но ценителей мало.
- Сформулируйте вашу режиссерскую концепцию?
- Да очень простая концепция - не быть дураком! В каком смысле? Я вижу назначение режиссера в том, чтобы показать духовное, высшее. С формой определился - это экспериментальный театр. Нужна реакция публики.
Если на памятнике погибшим милиционерам уже приготовлены пустые доски и лежат молоточки, чтобы утром прибить свежие имена, а мы каждый день видим это и привыкаем, нужно крикнуть об этом. Прореагировать.
- Как вы добиваетесь реакции на ваши работы?
- При помощи профессии. Нужные кнопочки - и реакция есть. Ведь все люди реагируют на красный цвет одинаково. Мы живем в век информации, и любая информация должна быть услышана. Это и есть профессионализм.
- Что такое независимый художник? Считаете себя таковым?
- Независимый от чего?! Нет независимых людей. Это все придумано не мной, к счастью. Я считаю, что быть зависимым от мира, чувства, реакции и еще многого-многого - это естественная потребность любого художника. Это двигатель его мысли, вдохновение. Ответом на свою зависимость, несвободу и является творчество.
- Над фильмом и театральным проектом работается одинаково?
- Нет. Конечно, и фильм, и спектакль - это лишь способы самовыражения. Другое дело, что фильм сохраняет первоначальную форму навсегда, застывает на пленке. А постановка каждый раз проходит испытание, меняется ее восприятие, актеры играют в разном настроении - это живой материал.
- Безусловно, театр и сегодня остается одним из инструментов общественного воздействия: каких из них, по-вашему, не хватает во Владивостоке?
- Очень многих. И это касается молодежи. Вопрос о воспитании и занятости юного поколения очень актуален. На мой взгляд, нужны грамотно разработанные культурные и социальные программы, чтобы не потерять ее как поколение. Как ни банально звучит, многое зависит от государства.
- Продюсер… Где он берет деньги? Можно ли вообще сделать культурный проект прибыльным?
- Как я нахожу деньги на свои проекты? Это коммерческая тайна. А проект может быть прибыльным, если раскруткой будет заниматься профессионал. Это единственное условие...…
Интервью лишь один из способов открыть человека. Беседовать с Сергеем Лепским - все равно, что складывать кубик Рубика. Никогда не получится одинаково.
Если я услышу о постановках Сергея в Москве, конечно, порадуюсь. Но будет ощущение, что нас обворовали...
Автор: Ася СОЛОДЧЕНКО, специально для «В»