Без бумажки ты…
По национальности он азербайджанец. В нашем районе приморской столицы его знают многие, у него свой маленький, но стабильный бизнес.
По национальности он азербайджанец. В нашем районе приморской столицы его знают многие, у него свой маленький, но стабильный бизнес.
И одна огромная головная боль – официальное разрешение на жительство в Российской Федерации и, естественно, право легально работать. Чтобы все время не писать «он», назовем его Гейдаром. Потому что этот человек, уже несколько лет живущий и работающий во Владивостоке, опасается, что из России его «попросят» соответствующие органы, и поэтому просил меня не называть его имени и сферу деятельности.
История проста. У него паспорт гражданина Союза Советских Социалистических Республик. Служил во Владивостоке в составе подводного флота с 1985 по 1988 год, выехал в Азербайджан в 1991-м. В 1995-м окончил Азербайджанскую государственную нефтехимическую академию и через год вернулся во Владивосток. В то время здесь милиция не спрашивала прописку и регистрацию, но Гейдар все равно хотел сделать все так, как надо, то есть легализоваться. Сказали – сделай запрос в свою страну, выпишись оттуда и регистрируйся здесь. Сделал запрос в Азербайджан, пришел ответ: «в связи с военным положением в стране молодых людей мы не выписываем». Всего месяц назад он ходил в паспортную службу УВД Приморского края, там сказали: «Езжай домой, получи загранпаспорт и выпишись. При пересечении границы получишь иммиграционную карточку, придешь к нам, поставим на учет, через некоторое время предоставим вид на жительство, и через несколько лет станешь гражданином РФ». Гейдар звонил на родину. Родные и друзья сказали, что в Азербайджане по-п
режнему не выписывают молодых людей и существует колоссальная проблема - получить заграничный паспорт. Те, кто приехал из России для оформления документов, застревают, по крайней мере, на несколько месяцев. У него здесь жена - русская девушка. Недавно родился ребенок. «Как мне быть? – спрашивает он у меня. – Оставить жену с грудным ребенком на руках и на полгода «заморозить» дело? А если оформление затянется или вообще из Азербайджана не выпустят, «под ружье» поставят?».
Его двоюродному брату также не повезло. Служил в Советской армии на Камчатке. Во Владивосток приехал в 1992-м, через год прописался. В 1995-м съездил на родину, женился и привез супругу в Приморье. Здесь у них родились двое детей, мальчик и девочка. За несколько лет накопил денег и купил квартиру, прописался, а жену и детей официально регистрировать на этой жилплощади отказываются - у «второй половины» паспорт гражданки СССР. Дети ходят в школу, через несколько лет, при получении паспортов, они столкнутся с той же самой проблемой. «Что делать? – спрашивает он меня. - Как быть? Я хочу жить и нормально работать в России. И супруга хочет того же, почему нам этого не разрешают?».
Мне нечего им ответить. Просто нечего. И страшно подумать, что если бы несколько лет назад в «момент икс» я выехал из РФ и на полгода официально прописался в одной из республик бывшего нерушимого Союза, сколько длились бы тогда мои мытарства? И были ли они вообще – в пятой графе моей серпасто-молоткастой краснокожей паспортины записано «русский»?
Свой паспорт я обменяю через несколько дней. Документ гражданина СССР постараюсь оставить себе, такую возможность органы, прокомпостировав красную книжицу в определенных местах, желающим предоставляют. Сохраню хотя бы для того, чтобы показать своим будущим детям и рассказать, что еще совсем недавно была такая интернациональная страна, Советский Союз. И граждане этой страны - до некоторых пор - перемещались по ней в любых направлениях, через любые административные границы, селились и трудились там, где им нравилось.
С высоких трибун нам сегодня говорят: Россия - страна многонациональная, вопросы расовой и национальной нетерпимости решаются, есть некоторые наци-партии и выродки-скинхеды, но с ними скоро справимся. Однако, когда по телевизору каждую неделю показывают работающих в Москве - нелегально - бывших граждан Союза ССР, а ныне «выходцев» из Армении, Грузии, Молдовы, Украины, Азербайджана и прочих союзных республик, мне за них как-то неловко. Людей, говорящих по-русски и мечтающих о том, чтобы их признали равными во всех правах, все, и милиция, и граждане России, почему-то считают людьми «второго сорта».
«Все животные равны, но некоторые равнее других» - это из книги Джорджа Оруэлла «Ферма зверей». В сегодняшней России такая мешанина национальностей, детей от браков итальянца и татарки, цыгана и немки, что вопрос о предоставлении гражданства людям, столько лет живущим в РФ, казалось бы, не стоит выеденного яйца. Ан нет.
Автор: Андрей ГОРЯЙНОВ, «Владивосток»