От Посьета до Курил
И хотя официально Владивостокскому морскому пограничному соединению исполнится 5 декабря 50 лет, моряки могут смело считать себя продолжателями традиций знаменитого «Красного вымпела». Экипаж первого советского корабля на Тихом океане в далеком 1923 году занимался охраной побережья Дальнего Востока и снабжением пограничных пунктов в бухтах Приморья.
И хотя официально Владивостокскому морскому пограничному соединению исполнится 5 декабря 50 лет, моряки могут смело считать себя продолжателями традиций знаменитого «Красного вымпела». Экипаж первого советского корабля на Тихом океане в далеком 1923 году занимался охраной побережья Дальнего Востока и снабжением пограничных пунктов в бухтах Приморья.
Последние полвека в обязанности отдельной бригады входят защита морской границы и обеспечение отдаленных островных застав, отрядов, морских частей и кораблей, несущих боевое дежурство. Нынешний командир в/ч 2441 Тихоокеанского регионального пограничного управления ФСБ России капитан 1-го ранга Владимир Коблов служит здесь с молодых лейтенантов, сразу после окончания в 1983 году ТОВВМУ имени адмирала Макарова. Прошел все ступени роста с командира БЧ-1 на небольшом корабле до нынешней должности. Был в длительном походе, заканчивал высшие офицерские классы в Ленинграде, после чего 14 лет прослужил в море.
- Наше соединение уникальное, поскольку обслуживает очень большой участок от Посьета до Северных Курил. Хотя раньше обслуживали и заставы на Камчатке. Костяк составляет транспортная группа. В ее задачу входит полное обеспечение, вплоть до рейдового, на необорудованном побережье тихоокеанской окраины России. Поэтому и служат здесь моряки высокой квалификации со знанием всех природно-географических особенностей бассейна. Кадры здесь воспитываются с молодых офицеров и мичманов, остаются только профессионалы, преданные своему делу. Одно дело теория, совсем иначе все складывается на практике. Шторм сам по себе в море непривлекателен. А тут надо спустить с борта баржу в 20 тонн или катер, перегрузить ящики или бочки, доставить на берег. Без лоцмана. Поэтому опыт и знания здесь ценятся особо. А наши штурманы и механики знают все бухты и отмели Приморья, Сахалина и Курил. Подобную морскую школу и выучку вряд ли кому удается получить. Плюс самостоятельность командиров кораблей, которые готовы принимать быстрые и наиболее верные решения в экстремальных ситуациях.
Бригада стала своего рода кузницей кадров. Многие офицеры впоследствии становились командирами различных соединений кораблей, в Москве служат – к примеру, вице-адмирал Логвиненко возглавлял до недавнего времени морской департамент погранвойск. Они сохраняют верность отчизне и присяге. Даже в самые сложные годы перестройки наши военнослужащие выстояли, все корабли выходили в море по расписанию. И сейчас ходят. В данный момент из длительного рейса возвращается корабль снабжения «Вячеслав Денисов». Причем этот рейс сверхплановый. На дежурстве находится патрульное судно «Херлуф Бидструп», вот только что вернулся в базу «Маньчжур». С учетом патрульных судов, которые занимаются охраной биоресурсов по всему бассейну, и катеров, охраняющих акваторию залива Петра Великого (только на вчерашний день на рейде было 12 задержанных судов за незаконный лов морепродуктов), служба стала круглогодичной. Кстати, вслед за «Херлуфом Бидструпом» и «Маньчжуром» будет «поднят» и «Шкипер Гек», из данного класса останется произвести капитальный ремонт на «Командоре».
- Владимир Алексеевич, сколько в год ваши транспорты перевозят грузов?
- Порядка 20 тысяч тонн продовольствия, горюче-смазочных материалов, вещевого довольствия, строительных материалов, оружия и боеприпасов. Каждая застава на отдаленных островах получает все необходимое для службы и жизни до следующей навигации. Плюс перевозим на материк и обратно 1200-1500 человек, это личный состав подразделений, семьи военнослужащих, гражданских лиц в случае необходимости.
- Помимо боевой службы вам приходится заниматься и ремонтом…
- Да, на нас замыкаются все корабли, приходящие на ремонт со всего Тихоокеанского управления. Докование и ремонты производим во Владивостоке и Находке. Плюс к этому строим новые. Скорее всего в следующем году войдет в строй новый танкер. Он будет носить гордое имя «Владивосток».
- Насколько я понимаю, «паркетных офицеров» у вас в бригаде нет.
- Соединение всегда отличалось высокой боеготовностью. Традиции закладывали участники Великой Отечественной войны. Есть офицеры, которые были в горячих точках в Йемене, Эфиопии, Вьетнаме. Многие начинали с матросов и рядовых. Так, нынешнему заместителю командира бригады Владимиру Жгиреву грамоту Совмина за отличную службу еще в звании рядового подписывал в 70-е годы прошлого века самый уважаемый генерал – начальник погранвойск СССР Вадим Матросов. Большинство из нашей бригады, но есть и те, что служили в других морских частях – Невельске, Одессе и т. д. Основу составляют Александр Пазына, Алексей Солодовников, Виктор Суслов, Борис Колтышев, Валерий Дрантус, Юрий Гриценко, Дмитрий Мартынов, Николай Маюров, Олег Софейко, Андрей Бутаков и многие другие.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, Вячеслав ВОЯКИН и Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»