Суета вокруг Китая
Как наш ближайший сосед, КНР привлекает внимание приморцев, даже если просто упоминается в сводках новостей. На текущей неделе Поднебесная империя доказала: шагая в общем строю со всем миром, китайцы умудряются идти своим путем.
Как наш ближайший сосед, КНР привлекает внимание приморцев, даже если просто упоминается в сводках новостей. На текущей неделе Поднебесная империя доказала: шагая в общем строю со всем миром, китайцы умудряются идти своим путем.
В Китае планируется тотальная и окончательная приватизация государственных предприятий, заявил председатель китайского госкомимущества Ли Ронг Ронг. В руках государства останутся только стратегически важные предприятия, и таких будет “очень, очень немного”. Такое решение не является для китайской экономики поворотной точкой. Наоборот, заявление руководителей страны всего лишь официально обозначает переход к последнему этапу построения “рыночного социализма”. Между ходом реформ в России и Китае существует несколько принципиальных различий. Главное из них заметно невооруженным глазом: в Китае вся власть до сих пор находится в руках коммунистической партии, а в России появилась система, хотя бы по внешним признакам напоминающая демократию. В то время как в нашей стране экономические и политические реформы происходили одновременно, китайцы сконцентрировались на экономике, а политическая система трансформировалась ровно настолько, насколько было нужно для экономического развития. Поэтому, как считают многие, общество в Китае избежало политических потрясений, характерных для России периода реформ, и сохранило необходимую стабильность.
В то время как Россия начала реформу с разрушения старой экономической системы, сразу же приватизировав государственные предприятия, банки и уничтожив государственное планирование, Китай начал с построения новой. Здесь все началось с создания адекватной законодательной и юридической базы. Закон “О компаниях” был принят в 1993 году. Согласно этому закону государство могло не вмешиваться в хозяйственную и финансовую деятельность предприятий в некоторых отраслях. При этом либерализация цен происходила очень медленно, хотя за 10 лет реформ, к 2003 году, цены либерализованы на 90 процентов. Китайское правительство также сохранило контроль над валютным курсом и не позволило частным банкам и капиталу участвовать в биржевых операциях.
В области социальной политики КНР переплюнула даже наших либералов. Государство в Китае не несет обязательств перед гражданами. Определенные (и весьма ограниченные) социальные гарантии имеют только служащие госпредприятий, количество которых сократилось за годы реформ с 94 до 10 процентов. Эти люди имеют право на медицинское обслуживание и небольшую пенсию. Остальные китайцы вынуждены откладывать деньги на образование, медицину и старость и даже не ждут заботы государства.
В 1996 году китайские власти пошли на беспрецедентное для мировой истории снижение налогов. Ставка уменьшилась с 30,4% ВВП до 10,3% ВВП. Сейчас китайские налоги - одни из самых низких в мире. При этом удельный вес людей, занятых в аппарате государственного управления, в Китае в четыре раза ниже, чем в Российской Федерации. Но главный успех реформ в Китае кроется вот в чем: за последние 22 года к станку на китайских производствах стали 300 миллионов новых работников, то есть в два раза больше людей, чем вообще живет в России. Экономический рост Китая во многом определялся тем, что до начала реформ 80 процентов населения проживало в сельской местности. Все эти люди отправились в города, чтобы избежать голода. Колоссальный приток в промышленность дешевой рабочей силы стал одним из главных факторов, повлиявших на появление китайского экономического чуда.
Первую ракету изобрели китайцы. “Огненная стрела”, применяемая со II - III века н.э., - это бумажная трубка, заполненная порохом и привязанная к обыкновенной стреле. Лучник поджигал порох в трубке и пускал примитивную ракету из лука. Пороховой заряд увеличивал дальность полета до 300 метров (на 100 метров дальше обычной).
В XIV веке у китайцев уже были ракеты, поскольку в хрониках того времени описан полет мандарина Ван Гу на небеса. Вельможа построил странный агрегат - сиденье, прикрепленное к двум коробчатым воздушным змеям и обвешанное сорока семью пороховыми ракетами. Слуги одновременно подожгли ракеты... и отчаянный энтузиаст взлетел на небо в прямом и переносном смысле. Можно смеяться над подвигом “первого китайского космонавта”, но тот действительно вошел в историю освоения космоса - именем Ван Гу назван кратер в самом центре обратной стороны Луны.
Планы КНР по освоению космоса не просто впечатляют - они заставляют остальные космические державы рыдать. 2004 - отработка на кораблях “Шэньчжоу” стыковки, маневрирования и выхода в открытый космос. 2005 - пилотируемая орбитальная станция, полет к Луне автоматической станции. 2011 - луноход. 2016 - пилотируемый облет Луны. 2020 - двухместный аэрокосмический самолет, высадка космонавтов на Луну. 2030 - обитаемая лунная база. Конечно, от планов до их воплощения в реальность - не одна тысяча ли. Но уже сейчас китайские планы вынудили американцев задуматься о том, как бы не отстать в космической гонке. Представители НАСА заявили о том, что хотят возродить лунную программу, отправить людей на Марс и даже послать экспедицию из 200 человек за пределы Солнечной системы. Планы обеих держав попахивают фантастикой, но остальные государства, в том числе и Россия, даже мечтать о подобном не могут.