Если полка как кисель, потребитель может сдать ее в магазин

В большом торговом зале кресла смотрелись шикарно, а в комнату не вписались - слоны слонами. Просел поролон у недавно приобретенного дивана. Кухонный гарнитур стал отслаиваться. Что делать? Смириться или бороться?

2 дек. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1469 от 2 дек. 2003

В большом торговом зале кресла смотрелись шикарно, а в комнату не вписались - слоны слонами. Просел поролон у недавно приобретенного дивана. Кухонный гарнитур стал отслаиваться. Что делать? Смириться или бороться?

Сегодня «В» расскажет потребителям об их правах при покупке некачественной мебели. А продавцам и изготовителям - о требованиях к крупногабаритному товару в соответствии с новым законом «О техническом регулировании».

ПАМЯТКА ПОКУПАТЕЛЮ: НЕЛЮБИМЫЙ ЦВЕТ, РАЗМЕР…

- При приобретении некачественной мебели, - говорит консультант комитета по торговле и защите прав потребителей администрации края Нина Забегаева, - вы имеете право на безвозмездное устранение недостатков, соразмерное уменьшение покупной цены (если решили оставить покупку), на замену мебели на такую же модель или на другую, с соответствующим перерасчетом. (Читайте главу «Продажа товаров ненадлежащего качества» закона РФ «О защите прав потребителей». - А. К.)... Есть перечень товаров, замена которых возможна лишь тогда, когда дефекты существенны. В списке можно найти и мебель.

Впрочем, продавец не должен навязывать покупателю свои условия: мол, ремонт - и баста! Да и нам, потребителям, не стоит в позу вставать: небольшое пятнышко - катастрофа. Забирайте свой диван, возвращайте деньги. Казалось бы, устранить брак - плевое дело. Да и слава богу! Упорствовать иногда бывает себе дороже. Расходы на транспортировку «нездоровой» мебели, на ее экспертизу (а если продавец усомнится в причинах возникновения дефекта, он по закону вправе обратиться к специалистам-экспертам) ложатся на плечи покупателя. Сумма, между прочим, немалая. А откажешься платить - продавец в суд обратится. Кстати, экспертиза может показать, что дефект непроизводственный. В таком случае все усилия напрасны.

- Бесплатно устранить недостатки товара организация должна за 20 дней, - продолжает Нина Забегаева. - На возврат денег за бракованную мебель продавцу дается 10 дней с момента подачи претензии. Не уложится продавец в сроки, придется ему платить неустойку - 1 процент от стоимости товара. Еще одна проблема - мебель качественная, но не устраивает вас по цвету, фасону, габаритам, комплектации. Покупку делайте вдумчиво: если качество на уровне, мебель замене не подлежит. Торговое предприятие, не теряя имиджа, конечно, может пойти вам навстречу, но требовать от него подобного благородства вы не вправе. Об этом продавец должен предупредить покупателя.
Тонкостей много. К примеру, заказали мебель по образцу, приезжаете забирать. Получаете желанные формы, но другую расцветку. Имеете полное право отказаться. Изготовитель ошибся, условия договора не выполнены...

Мебель доставили до подъезда, вы в ужасе - тяжеловесная громадина. Просите: «Донесите, ребята, до квартиры - доплачу!». Дома вдруг обнаруживаете: что-то где-то порвано, поцарапано или запятнано. И с кулаками на грузчика. Зря! Ответственности за доставку от подъезда до квартиры он не несет. Этот момент, кстати, вообще не урегулирован законом.

Специалисты уверяют, что при первом взгляде даже ас не определит, будет стол век служить или через пару месяцев ему на свалку пора. Дефекты всплывают в процессе эксплуатации. При покупке, конечно, стоит обращать внимание, все ли шурупы в наличии, есть ли маркировочный ярлык, инструкция по эксплуатации. Подписывая наряд-заказ, внимательней с формулировками! Не ущемляйте свои права фразой типа «претензий к качеству не имею». Подстрахуйтесь - разбавьте ее словосочетанием «при внешнем осмотре»…

- Судебные дела по мебели - почти сенсация, - продолжает Нина Забегаева. - Обычно, если продавец с покупателем не находят компромисса, вопрос решается нашим комитетом или сотрудниками Контрольного управления администрации Владивостока. После того как руководители предприятий и покупатели узнают, какие убытки могут понести, если проиграют судебное дело, они обычно договариваются.

ПАМЯТКА ИЗГОТОВИТЕЛЮ: ГОСТ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ

- В июле этого года был принят федеральный закон: «О техническом регулировании», - говорит эксперт центра по сертификации мебели и лесопродукции «Приморсклестехцентра» Зоя Чумакова. - Документ написан непростым языком, поэтому у товаропроизводителей при его прочтении возникают вопросы. Остановимся на нескольких моментах. Если закон «О сертификации» строго-настрого запрещает выпускать несертифицированную продукцию (это и мебели касается), то новый документ не такой категоричный - выпускать можно, а вот реализовывать - не положено. Изготовители согласно закону могут сертифицировать свою продукцию на добровольной основе. К объектам же постоянного подтверждения относится продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Причем на одни товары выдаются сертификаты соответствия, на другие - декларации о соответствии. Впрочем, эти документы имеют равную юридическую силу и одинаково действуют на всей территории нашей Родины. Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия должны устанавливаться техническим регламентом. Многих волнует судьба ГОСТов. Они действуют и будут действовать, пока не вступят в силу соответствующие технические регламенты требования к продукции, процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

И напоследок напомним о требованиях к маркировке. Правильное наименование товара, юридический адрес изготовителя, «срок годности» мебели - без этого никуда. А нет таких данных, можно и усомниться в качестве товара.

ОПАСНЫЕ НОСКИ

Отдел гуманитарных новостей «В»

Не только продукты, но и несертифицированные промышленные товары могут нанести вред здоровью. Как сообщила санитарный врач отделения гигиенической экспертизы центра санэпиднадзора во Владивостоке Татьяна Бехтерева, в нынешнем году уже приостановлена реализация 19 видов товаров и работа 13 лотков, а на директора рынка «Березка» оформлен протокол об административном правонарушении.

Контролирующие органы отмечают рост продаж импортной продукции, завозимой частными лицами на вещевые рынки. При этом основными нарушениями становятся отсутствие маркировки и документов о происхождении товара. В течение этого года семь видов продукции из 65, подвергшихся гигиенической оценке, сняты с реализации как не соответствующие показателям безопасности. В их числе носки из смешанных нитей, панамы, два вида футболок, спортивные брюки и пр. – все производства КНР. При этом товары детского ассортимента составляют больше семи процентов забракованной продукции.

В сложившейся ситуации потребители должны знать свои права и требовать документы, подтверждающие качество и безопасность приобретаемых вещей.

Автор: Анастасия КРЕСТЬЕВА, «Владивосток»