Земная кора дышит. И трещит
На столе у Александра Васильевича ОЛЕЙНИКОВА - карта Приморского края. Она вся испещрена кружочками: это точки произошедших землетрясений. Немалая часть из них зарегистрирована приборами в последние десятилетия, описана в научной литературе - начиная с 1867 года. Еще больше значков на карте - так называемые геологические следы минувших землетрясений, с помощью аэрофотосъемки и полевых исследований. Одни произошли сотни лет назад, другие - тысячи: Овраги, оползни, характерные разломы породы - то, что составляет привычную картинку природных ландшафтов, геологу и палеосейсмологу расскажет о многом - о времени, силе, характере толчков. Ведь любое мало-мальски значительное землетрясение оставляет следы.
На столе у Александра Васильевича ОЛЕЙНИКОВА - карта Приморского края. Она вся испещрена кружочками: это точки произошедших землетрясений. Немалая часть из них зарегистрирована приборами
в последние десятилетия, описана в научной литературе
- начиная с 1867 года. Еще больше значков на карте - так называемые геологические следы минувших землетрясений,
с помощью аэрофотосъемки и полевых исследований. Одни произошли сотни лет назад, другие - тысячи: Овраги, оползни, характерные разломы породы - то, что составляет привычную картинку природных ландшафтов, геологу и палеосейсмологу расскажет о многом
- о времени, силе, характере толчков. Ведь любое мало-мальски значительное землетрясение оставляет следы.
Будь готов! Не готов
- Теория затухания геологических процессов на Земле давно устарела. Вся земная кора непрерывно потрескивает, дышит, поднимается и опускается, - рассказывает Александр Васильевич. - Планета наша - обычное небесное тело, которое несется себе со скоростью 30 км в секунду по солнечной орбите: И раскаленное ядро ее тоже диктует свои условия: Так разве может быть здесь покой? Все на Земле движется или готовится двинуться.
Потому в земной коре существует большое количество очагов будущих землетрясений. Одни, созревая, разряжаются в виде слабых или сильных толчков. Другие под действием разнонаправленных сил умирают сами по себе, на какое-то время оставляя нас в безопасности.
- Получается, землетрясения возможны практически в любой точке земного шара?
- В некотором роде да. Даже на так называемых геологических платформах. Приморье же - ярко выраженная сейсмоактивная зона. Вот они, скопления кружков на карте - очаги сейсмической активности. И свидетельства землетрясений разных эпох и лет. Село Малиново Дальнереченского района, 1917 год, 7 баллов. 1918 год - близ Тернея, 8 баллов. 1925 год, с. Вольно-Надеждинское, 7 баллов. 1938 - остров Попова, 7 баллов. 1962 - район близ Шмаковки, 7 баллов. 1969 год, район реки Шкотовки, 7 баллов. Бурлит в Лучегорске, помните, там в прошлом году был мощный обвал, больше миллиона кубометров грунта сползло. Спасск-Дальний, Вознесенка, Артем, Партизанск. Последний, пожалуй, самый опасный, там возможны толчки 7-8 баллов. А в районе Ливадийского хребта - даже 9.
Конечно, в сейсмологии существуют определенные закономерности и циклы. И процессы эти надо активно изучать, вырабатывать методы прогнозирования. И защиты. Так, как это делается во многих странах мира.
Нужны ли нам козы?
- Говорят, прогнозировать землетрясения ученые до сих пор не научились?
- На самом деле ученые разработали множество самых разных методов прогнозирования разной степени точности. Стопроцентных среди них, увы, нет. Но если использовать все в комплексе - ситуация может и не быть такой безнадежной. Скажем, в свое время в Армении были специальные лаборатории, где в качестве пробовали использовать разных животных. Наиболее чувствительными оказались козы. Есть методы прогнозирования по изменению электромагнитных, гравитационных полей. В последние годы перспективным стал метод гидромониторинга: с помощью скважин, где меняется уровень воды.
Однако при всем разнообразии методов, которые необходимо использовать и развивать, бесспорным и обязательным является один: сеть сейсмостанций, с помощью которых должно вестись постоянное наблюдение за состоянием земной коры. К сожалению, уже много лет назад такого рода система в Приморье демонтирована.
В соседнем Хабаровском крае работы по изучению сейсмогенных зон взялась финансировать краевая администрация. Приморью тоже жизненно необходима такая практика.
Конечно, стопроцентный прогноз землетрясений - дело крайней сложности.
Тем не менее ученые могут с большой долей вероятности утверждать: этот участок пока достаточно спокоен, зато другой обладает повышенной сейсмической активностью. И тогда власти обязаны будут предусмотреть все необходимые меры безопасности. Одна из главных - сейсмостойкое строительство.
Не падай на меня,
мой дом!
Как ни печально, но главной опасностью при землетрясении становится родной дом. Это помнят оставшиеся в живых жители и спасатели Спитака, Нефтегорска:
Между тем схема действий ответственных за жизнь населения властей должна быть такой: составление точных карт сейсмического районирования и утверждение соответствующих норм строительства.
- До 1997 года сейсмическая балльность большинства районов Приморья составляла 6, - говорит Олейников. - На новых картах балльность в ряде районов уже увеличена до семи. Однако без детальных исследований все это - лишь предположения, не отражающие реальной картины. Потому что, по данным литературы, в Приморье есть участки 8-9-балльной активности. Потому и нужны исследования. И новые, детальные карты сейсмического районирования, данные которых станут законом для любой строительной фирмы.
Специалисты давно разработали целый ряд мер как для сейсмостойкого строительства, так и для укрепления уже возведенных зданий. Вот лишь несколько примеров сейсмостойких технологий. Укрепление фундаментов специальными подушками из сыпучих материалов. Оконных проемов (считается, что это самое уязвимое место здания при землетрясении) - стальными конструкциями. На Камчатке многие дома сейчас скреплены специальными стальными поясами по периметру, пронизанными сквозными штырями. Словом, существуют как довольно дорогостоящие технологии, так и вполне щадящие по цене.
Весь вопрос в том, будут ли они востребованы? И прислушаются ли наконец власти к голосу ученых?
Автор: Марина ИВЛЕВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото),