Отрада бюджетника
Тот факт, что с октября заработная плата бюджетников должна возрасти, новостью давно не является. Этого события не самые богатые россияне ждали почти год. Но и сегодня некоторые из них точно не знают, на основании чего повысилось их финансовое довольствие, правильно ли им начислили новую зарплату?
Тот факт, что с октября заработная плата бюджетников должна возрасти, новостью давно не является. Этого события не самые богатые россияне ждали почти год. Но и сегодня некоторые из них точно не знают, на основании чего повысилось их финансовое довольствие, правильно ли им начислили новую зарплату?
За разъяснениями корреспондент «В» обратился к руководителю финансового департамента краевой администрации Татьяне Казанцевой.
- Основная часть работников бюджетной сферы находится на так называемой ЕТС - единой тарифной сетке, зарплата по которой начисляется в зависимости от разряда и оклада. Эта единая тарифная сетка в связи с изменением минимального размера оплаты труда - с 450 до 600 рублей - с 1 октября проиндексирована. Средний коэффициент роста заработной платы в бюджетной сфере составит 1,33. Подчеркну, перерасчет произойдет для тех, кто работает по единой тарифной сетке, как, например, врачи и педагоги.
Октябрьское повышение зарплаты было намечено правительством еще в начале года. Долго этот закон не подписывался. Процесс тормозил Совет Федерации, который хотел «пококетничать».
- Какие аргументы против принятия закона приводили сенаторы?
- Они опасались, что регионам не хватит средств. Ведь поначалу правительство планировало повышение зарплат полностью переложить на плечи субъектов федерации, оставив их без помощи федерального бюджета. Действительно, такое резкое повышение краям и областям в одиночку было бы тяжело потянуть. Однако в российском бюджете все же нашли заначку в 10 миллиардов рублей, и повышение зарплаты бюджетникам стало реальностью. В последних числах сентября закон был подписан.
- Получается, что оклады работникам бюджетной сферы увеличены на треть. Но как реально вырастет зарплата?
- Какую-то среднюю цифру назвать сложно, так как в культуре одна средняя заработная плата, в здравоохранении или образовании - другая. Но в целом, с учетом всех дальневосточных надбавок, по нашим расчетам, рост зарплаты составит 47 процентов.
В первых числах ноября мы начали выплачивать муниципальным образованиям их долю в финансовой помощи с учетом этого повышения.
- Откуда деньги?
- Они были предусмотрены при формировании краевого бюджета. Помимо того, поработав с Минфином, в качестве частичной компенсации расходов мы получили на четвертый квартал текущего года 143 миллиона рублей из федерального бюджета. 97 миллионов из этих средств в край уже пришли.
- Надо понимать, никаких проблем с выдачей новой зарплаты не возникнет?
- Не должно. Но есть один нюанс: у нас с каждым муниципальным образованием заключено соглашение об оздоровлении муниципальных финансов, где каждый глава, за исключением города Владивостока, подписался под тем, что обязан направлять 50 процентов собственных доходов на выплату заработной платы. То есть если на территории собирают в месяц 10 миллионов рублей доходов, то пять из них должно отчисляться на заработную плату. Всю остальную разницу компенсирует краевой бюджет. Такова политика краевой администрации, которой она следует на протяжении двух последних лет. Если муниципальное образование на зарплату будет отправлять менее 50 процентов, то, естественно, в нем могут возникнуть проблемы с выплатой заработной платы. Но это проблемы главы муниципального образования, принимающего подобные решения.
У нас есть такие «передовики», которые допускают задолженность по заработной плате. Их можно назвать. Прежде всего, это город Арсеньев, который регулярно не соблюдает процент направления средств на выплату заработной платы, при этом перевыполняя план по собственным доходам. Край положенную часть средств выделяет регулярно, а городская администрация свою долю недодает и в своих отчетах постоянно показывает задолженность по зарплате бюджетникам, чего в принципе быть не должно. Мы не можем за счет других городов и районов дополнительно дотировать Арсеньев.
К числу муниципальных образований, где складывается подобная ситуация, можно отнести Лесозаводск, Спасск-Дальний, Хорольский район. Поэтому работники бюджетной сферы должны понимать: если им задерживают заработную плату, то все претензии нужно адресовать главам городов и районов. Краевой бюджет свои обязательства выполняет в полном объеме.
Финансовое положение муниципальных образований сейчас тоже достаточно прочное и позволяет рассчитываться по своим обязательствам. Ведь в последнее время бюджеты городов и районов Приморья стали более сбалансированными, реально просчитанными.
- Только в последнее время?
- Сразу сдвинуть достаточно инертную массу сложно. В этом направлении краевая администрация работает уже третий год. Есть и первые результаты. Практически все муниципальные образования выполняют план по доходам.
- Кто составляет такой план?
- Муниципальные образования, но они не совсем самостийны. Планы перед началом финансового года, исходя из налогового потенциала, который есть на территориях, им просчитывает департамент финансов краевой администрации. Все просчитав, мы проводим с ними согласование, в ходе дискуссии приходим к общему знаменателю. Могу сказать, что практически все муниципальные образования края за десять месяцев этого года выполнили планы по доходам уже на 104 процента. По достаточно объективным причинам не выполняют план только Красноармейский, Тернейский, Хорольский и Лазовский районы.
- Как финансист, вы можете спрогнозировать, не подхлестнет ли повышение зарплаты бюджетникам инфляцию и подорожание товаров и услуг?
- Нет. К сожалению, цены на товары и услуги по-прежнему растут, но это никак не связано с повышением зарплаты бюджетникам.
Автор: Беседовал Виталий МОГИЛЬ, «Владивосток»