Без дома
Семь лет назад они приехали во Владивосток из Белогорска – Андрей, Альбина и два взрослых сына – 18-летний Дима и 16-летний Леша. Планы были не то чтобы грандиозные, а вполне житейские: заработать, поднакопить денег, продать оставшуюся в Белогорске квартиру и купить жилье здесь, в городе у моря. Работы никто из Котельниковых отродясь не боялся, а пока можно было и примириться с мелкими бытовыми неурядицами…
Семь лет назад они приехали во Владивосток из Белогорска – Андрей, Альбина и два взрослых сына – 18-летний Дима и 16-летний Леша. Планы были не то чтобы грандиозные, а вполне житейские: заработать, поднакопить денег, продать оставшуюся в Белогорске квартиру и купить жилье здесь, в городе у моря. Работы никто из Котельниковых отродясь не боялся, а пока можно было и примириться с мелкими бытовыми неурядицами…
Здесь, уже во Владивостоке, родился Антошка, третий сын. Дима работал, Леша тоже, кроме того, в 2001 году он поступил в техникум и первого октября должен был выйти на занятия…
День 30 сентября Альбина Валентиновна вряд ли когда-нибудь забудет... Дома были она да малыш Антошка, когда в дверь постучались друзья Леши, с которыми он отдыхал за городом…
Несчастный случай – в этом коротком словосочетании многое: и укор злой судьбе, и смирение перед ее волей, и напоминание человеку о тщетности стремлений… Нет только одного – слез и горя матери, узнавшей: сын упал с высоты четвертого этажа. Перелом позвоночника.
Врачи “1000-коечной” больницы ничего ей не обещали. Даже надежды на то, что Леша выживет. Проколотые легкие. Отбитые внутренние органы. Сотрясение мозга. Три месяца вместе с малышом она жила в больнице, жила одним днем и страхом ожидания завтрашнего: будет жить,… не будет…
Все, что требовалось для лечения, покупали беспрекословно. Сначала ушли деньги, скопленные на квартиру. Но разве можно было об этом жалеть – ведь Леша остался жить!
Выписывая его из больницы, хирурги разводили руками: да, нужна еще одна операция, да, возможно, после нее Леша сможет сидеть, хотя передвигаться самостоятельно – уже никогда. На оплату второй операции и послеоперационного периода ушла сумма, вырученная за квартиру в Белогорске. Потом пришлось продать мебель, потом еще кое-что из домашнего скарба... Но и это не имело никакого значения - операция прошла успешно, Леша может сидеть, двигать руками...
Андрею пришлось уволиться из органов внутренних дел: сегодня он трудится на трех работах с утра до ночи, чтобы прокормить, а главное – дать крышу над головой своей семье и лечить Лешу...
В нефрологическое отделение городской больницы Альбина сына устроила с огромным трудом: несмотря на то, что высокая температура держалась у парня почти два месяца, госпитализировать его отказывались, рекомендуя матери “лечить дома”. Вот и сейчас собираются выписывать – лечить нечем. “Нужно 14 ампул сульфопирозана, а каждая стоит 715 рублей, мы пока такие деньги наскрести не можем, - разводит руками Альбина, - ему ж еще и фрукты нужны, питание получше…”
О том, как бедствует семья Котельниковых, рассказали корреспонденту “В” бывшие соседи Альбины и Андрея – Ольга Иванова, Татьяна Топтун…. “Альбина – маленькая женщина, худенькая, но такая сильная духом, такая оптимистка, - говорили они, - верит в доброту и справедливость... И Леша весь в нее, верит, что сможет когда-нибудь встать...
Мы помогаем им, как можем, но вы просто представьте: ЧТО будет, если на следующий месяц семья не сможет снять жилье?”.
Угроза остаться без крыши над головой, кстати, отнюдь не призрачна. Жилье на Русской оплачено до 18 ноября, за следующий месяц - хозяева предупредили заранее - придется заплатить вдвое больше. Сможет ли Андрей заработать такую сумму – неясно. “У них уже был случай, когда вещи стояли у одних друзей, сами они жили у других, спали на полу, а Леша – в своей коляске”, - рассказала Ольга Иванова.
Да, добрые люди не оставляют семью без поддержки, но вот от облеченных властью большой помощи Альбина и Леша не видели. Пенсия, выплачиваемая государством - чуть-чуть за 1500 рублей, – вот, пожалуй, и все. В отдел по работе с молодежью ходила мать, там ей пообещали: не оставим, обязательно пришлем волонтеров, но… так никто к парню и не пришел, весь круг его общения – мама, братья...… Обращалась Альбина и с письмом к властям, просила хотя бы общежитие выделить – ответы пришли от двух разных чиновников одинаковые (уж не под копирку ли их пишут?): “На учете во Владивостоке состоит более 10 тысяч семей, из них более 4 тысяч имеют право на внеочередное получение жилья, в настоящее время отсутствует резерв свободной площади жилого фонда, вопрос решить во внеочередном порядке не представляется возможным”.
Никто, конечно, не обещает человеку при рождении, что ему достанется веселая и беззаботная жизнь, но разве должны биться попавшие в беду люди в одиночку и без крыши над головой?
“Не знаю, что будет впереди, - в глазах у Альбины впервые за все время рассказа появляются слезы. - Была бы у нас крыша над головой, за которую не надо отдавать столько денег, было бы полегче, перспектива бы появилась... Лекарства проще было бы покупать... Малышу что-то бы купили... У Димы сейчас своя семья, ребенок тоже маленький, разве я могу с него копейку тянуть?”.
К Котельниковым журналисты “В” приехали не с пустыми руками – привезли фрукты, соки, конфеты... На просьбу помочь семье легко и мобильно откликнулась председатель Приморского отделения Российского Детского фонда Екатерина Хомечко. В преддверии своего 15-летия фонд проводит акцию “Подарите детям праздник”, и началась она в этой маленькой, убого обставленной, но чистой квартирке на Русской. Новая теплая куртка, кроссовки, рубашка, подаренные четырехлетнему крепышу, особого восторга у него по малолетству не вызвали, Альбина же с облегчением вздохнула – нежданно-негаданно разрешилась проблема демисезонной экипировки младшего... А вот большая игрушка – забавный морж и новый конструктор Антошку увлекли не на шутку. Забравшись в два поставленных вместе кресла – такая у него кроватка, пацаненок оторваться от забавы не мог, на секундочку обернулся: улыбнуться фотокорреспонденту...
- Ты не любишь бананы? – спросила я у младшего Котельникова, увидев, как аккуратно отодвинул он в сторону пакет с фруктами. - Там еще груши есть, виноград – бери, малыш.
- Я не буду, - спокойно, привычно ответил мне этот взрослый четырехлетний мальчик. – Нам надо Леше отнести…
Добрые люди! Благотворители! Те, у кого еще не остыло сердце!
Если вы хотите и можете чем-то помочь семье Котельниковых, звоните в редакцию “В” по телефонам 415-670, 415-600.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»