Начало

Очередной сезон театра молодежи открылся спектаклем «Жестокие игры». Режиссер постановки - Лидия Василенко, выпускница академии искусств. Ее дипломный спектакль вошел в постоянный репертуар, и Лидия принята в штат театра.

6 нояб. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1457 от 6 нояб. 2003

Очередной сезон театра молодежи открылся спектаклем «Жестокие игры». Режиссер постановки - Лидия Василенко, выпускница академии искусств. Ее дипломный спектакль вошел в постоянный репертуар,
и  Лидия принята в штат театра.

Если не лукавить,  поиск режиссера был всегда для театра молодежи болезненным и сложным. Для того чтобы приглашать (как неоднократно планировал Виктор Галкин, художественный руководитель театра), не находилось денег. Обходиться собственными силами удавалось не всегда. Оставалось надеяться на академию искусств, хотя далеко не все выпускники театрального факультета (а если честно, то единицы) выходили из стен alma mater с желанием ставить.

И вот Лида. Она уже успела удивить и даже потрясти узкий круг зрителей камерным спектаклем «Двое в темноте» (узким, потому что пьесу играли на сгоревшем чердаке театра кукол в натуральных, так сказать, декорациях – копоти и строительной пыли). Получилось профессионально и в то же время пронзительно. Тем более что тема постановки не утрачивает актуальности и сегодня – события в Чечне. Спектакль будет возобновлен в театре молодежи. Кроме того, готовится премьера еще нескольких  постановок  -  «Остров сокровищ»  и  «Продолжение  Дон Жуана»  по пьесе  Эдварда Радзинского. В планах у  руководства  театра  создать  детскую театр-студию. Лида размышляет о театре, в который она пришла, в беседе с корреспондентом «В».

- Лида, каким, по-вашему,  должен быть  театр  молодежи?

- В первую очередь нести  в себе  театральную эстетику, которая направлена  на  целевую аудиторию -  молодых. Сейчас  театр  имеет название молодежного, но  еще не определился  с  концепцией. В ближайшие годы мы  хотим приложить максимум усилий, чтобы  найти  верный путь. Конечно, это должен быть  динамичный, современный  театр. Впервые посмотрев  здесь спектакль  «На дне», я было поражена. Для меня эта постановка  стала  настоящим  откровением и  примером. Я хочу, чтобы  каждый зритель нашел  что-то свое и полюбил этот театр  навсегда.

- Как вы ищете  собственный  стиль?

- Я хотела  бы  взять  направление на  постановки  для   молодежи. Все будет зависеть от  результатов, которые  принесут  «Остров сокровищ»  и  «Продолжение Дон Жуана». Моя мечта  - поставить  пьесу  Федерико Гарсия Лорки. Классика пока не  для меня, я не вижу  того, с чем можно сравнивать, с чего брать пример.  Чтобы осуществить задуманное,   хотела бы  подучиться, наверное,  в Москве. Очень интересно посмотреть на их школу, новые  методы и направления.

- Кто для вас является авторитетом, на чей опыт вы опираетесь?

- Мои педагоги  в академии. Наш курс вели талантливые, опытные  люди. Это Александр Запорожец,  Герман Рогов,  Андрей Бажин,  Юрий Зубков,  Виктор  Бусаренко, в  чьей мастерской  мы формировались как  личности. Часто я  ловлю себя на мысли, что  мое представление  об искусстве и  творчестве – синтез методов  всех моих  учителей.

- Что  для  вас  свобода творчества?

- Мне кажется,  что  для  любого художника  есть свои  критерии  свободы. Для меня это… опыт  и наличие  авторитета. И, наверное,  независимость от чьего-либо мнения. Но  я  не скоро  смогу сказать, что я свободна.

- Для  вас  искусство -  зеркало жизни  или  пример для подражания?

- Наверное, зеркало, если  можно так сформулировать. Но искусство должно иметь  другое, зеркальное  отображение. Это значит, что любой  человек в спектакле  должен  увидеть себя, свой  мир и задуматься. Искусство  и духовность, объединенные в  спектакле,  дадут  зрителю то, чего он не найдет в бытовой  жизни.

Основное  направление  искусства  нашего театра – пробудить зрителя  к чему-либо и воспитать в  нем  любовь к прекрасному.

- Как  вы относитесь к критике?

- Честно  скажу, я ее не боюсь. Вот только критика бывает разной. Кто-то  просто так  критикует. Иногда   от собственной  неполноценности. А есть  люди, к чьему  категоричному  мнению  я  прислушиваюсь и  анализирую  все, что сказано по делу. Я могу сказать спасибо моим  критикам,  без которых не смогла бы  открыть для себя многое.

Лида не любит, когда ее  называют по отчеству. Лидия  Василенко,  новый человек  в  театре молодежи, имеющий свой взгляд на  художественный мир   и  постановку  молодежного  спектакля.  У нее  масса планов и  творческих идей, которые, хочется надеяться, она сумеет  воплотить. Только удачу  и  вдохновение  можно спугнуть громким пустым   криком. О них нужно говорить шепотом.